Уход из России крупных компаний-производителей подшипников не впечатлил Минпромторг настолько, чтобы отказаться от протекционистских мер в пользу китайских партнеров.
Речь об антидемпинговой пошлине в размере 41,5% на импорт китайских кассетных подшипников. В министерстве отмечают, что пошлина позволяет выровнять стоимость импортной продукции с внутрироссийскими. В отсутствие пошлины на российский рынок будет оказываться давление, что не очень хорошо для экономики.
Между тем, как пишет «КоммерсантЪ», участники рынка все же призывают правительство допустить импорт дешевых китайских подшипников во избежание их дефицита. В противном случае в стране могут начаться проблемы с ремонтом железнодорожных вагонов. В основном кассетными подшипниками оснащаются тележки инновационных вагонов, рассчитанных на повышенные нагрузки на ось.
Кассетные подшипники в России выпускали ООО «ЕПК-Бренко» (совместное предприятие отечественной ЕПК и американской Brenco), завод шведской SKF в Твери, который сейчас переводят под российское управление, и ООО «Тимкен ОВК» (производство американской Timken организовано в Ленобласти).
8 июня у вице-премьера Юрия Борисова состоялось совещание, на котором были представлены цифры по средней стоимости кассетных подшипников в Китае. Это около 18 тысяч рублей. В России подшипники немного дороже – 20-29 тысяч. Однако такие цены будут держаться недолго. Дело в том, что ситуация с обеспеченностью подшипниками уже движется к дефициту. По состоянию на 1 июня в РФ выпустили 95 тысяч штук кассетных подшипников. Для сравнения, в 2021 году было выпущено 350 тысяч, а в этом году потребность рынка – около 385 тысяч. 144 тысячи пойдет на ремонт примерно 18 тысяч инновационных вагонов, и еще 240 тысяч – на выпуск нового инновационного парка. По прежним прогнозам Минпромторга на 2022 год, подшипников должно быть произведено 390 тысяч. Но показатель к середине года явно свидетельствует о том, что в лучшем случае удастся сделать лишь половину объема для покрытия внутреннего спроса. В Минтрансе оценивают ожидаемый уровень дефицита в 107 тысяч единиц.
Для частичного решения проблемы дефицита участники рынка рекомендуют отменить пошлину на китайские подшипники. Это позволит увеличить их поставки на российский рынок. Но даже в таком случае потеряется некоторое время на сертификацию товара. Особых надежд на внутреннее производство нет. Источник «Ъ» пояснил, что заводы на территории РФ в основном занимаются сборкой кассетных подшипников, а в последнее время они испытывают дефицит комплектующих. «Если учитывать долгие бюрократические проволочки с получением сертификата, не стоит надеяться на скорое получение кассетного подшипника российского производства», - пояснил собеседник издания.
С другой стороны, как обратил внимание глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, если бы у производителей действительно были проблемы с комплектующими, они наверняка смогли бы убедить Минпромторг хотя бы на время отказаться от пошлины.