Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

09:17
Москва
24 ноября ‘24, Воскресенье

Петербург ведут в большую «перестройку»: дореволюционные здания в опасности

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

В Петербурге обсуждается идея внести поправки в закон № 820–7, оберегающий старые постройки от сноса.

Суть поправок в том, чтобы уйти от критериев определения охраняемых зданий на основе простого и предельно ясного обстоятельства – даты постройки. По действующим правилам, нельзя сносить здания в центре города, построенные до 1917 года, и до 1954-го – во всех остальных районах.

С нововведением здания могут начать оценивать по уровню «художественной ценности». Разумеется, что его определение – дело субъективное, что несколько расширяет возможности для кардинального изменения облика города.

Как отмечает портал «Невские Новости», Комитет по Государственному Контролю, Использованию и Охране Памятников Истории и Культуры (КГИОП) уже не первый год пытается пересмотреть четкие критерии. В КГИОП тем не менее заверили, что цель корректировки закона № 820–7 не в ослаблении контроля, а во введении более детального регулирования архитектурных ценностей. Формальный же подход к определению судьбы зданий более неактуален.

Дело в том, что есть здания дореволюционной постройки, которые не раз ремонтировали и перестраивали. В результате от первоначального вида там ничего не осталось. Некоторые здания восстанавливали после войны, и в техпаспорт вносили дату второй половины XX века вместо реальной даты постройки. В таком случае закон № 820–7 никак не охраняет эти здания.

Искусствовед, историк архитектуры Алексей Лепорк с картиной ситуации от КГИОП не согласился. Теоретически логика КГИОП ясна. Но на уровне нормативных документов всё может получиться по-другому. «Что, можно будет отзывать защитную грамоту, условно говоря, у старых зданий? Или что какие-то сталинские здания поставят под охрану?», — спросил эксперт.

Дата постройки – неоспоримая, максимально конкретная база для защиты зданий. Переносить эту базу на зыбкие категории оценочных суждений о художественной ценности очень опасно.

Историческая ценность – это всем понятный факт, который зиждется на возрасте здания, а художественную ценность можно оспаривать до бесконечности. Причем не факт, что в спорах не появятся заинтересованные, ангажированные лица. С поправками в их руках окажется инструмент сноса и сохранения зданий. Архитекторы – это особое сообщество со своими взглядами на город и целые кварталы. Спорить с ним на его языке очень сложно.

Несмотря на перечисленные минусы, воплотить инициативу КГИОП можно, если в градостроительном совете Петербурга не будет заинтересованных лиц, а все решения будут приниматься путем голосований. «Чтобы мы видели, кто и за что. Они (члены градсовета) должны быть подотчетны. Государственные чиновники, у которых единственная функция — художественный контроль», - пояснил Алексей Лепорк.

В Петербурге военкомы отправляли «мертвые души» на СВО
Реклама