Российское кино может стать социально полезным, если будет больше внимания уделять жизни инвалидов.
Люди с ограниченными возможностями должны сниматься в кино, чтобы вытравить из общества стереотип о беспомощности инвалидов. В особенности это должно повлиять на работодателей, которым не помешает чуточку больше социальной ответственности.
Письмо с предложением снимать позитивные фильмы про людей с ограниченными возможностями глава Комитета Госдумы по молодежной политике Артем Метелев направил министру труда и социальной защиты Антону Котякову.
В тексте говорится о том, что Минтруда следовало бы оценить шансы трудоустройства молодых людей, выпускников детских домов с инвалидностью, потому как ситуация наверняка требует дополнительного внимания.
Как заявил Артем Метелев в интервью «Парламентской газете», он наблюдает наличие некоторых предубеждений в отношении инвалидов, из-за которых им сложнее найти высокооплачиваемую работу. Исправить ситуацию помогла бы кампания совместно с Фондом кино, которая поможет обществу детальнее ознакомиться с жизнью инвалидов.
Зарубежный кинематограф активно привлекает людей с ограниченными возможностями к съемкам. Есть масса жизнеутверждающих фильмов, в которых показаны волевые качества человека. Французский актер Жамел Деббуза снялся в 37 картинах, и многие зрители могли не заметить, что он фактически потерял руку, которая атрофировалась, когда мужчину еще в детстве сбил поезд.
В 2018 году в России вышла картина «Со дна вершины», в центре повествования которой потерявший ноги лыжник, нашедший силы вернуться в спорт на протезах.
По словам заместителя председателя Комитета Госдумы труду, соцполитике и делам ветеранов Михаила Терентьева, инвалиды могут работать не только на производстве, причем специально адаптированном. Им должна быть открыта и сфера культуры. Необходимо минимизировать количество барьеров, не позволяющих человеку с инвалидностью самореализоваться и жить активной жизнью.
В настоящее время уровень занятости среди инвалидов весьма высок. В России насчитывается около 3,5 млн граждан с инвалидностью. Из них более 1 млн трудоустроены. И это, очевидно, не предел.
Очень важно, как заметил Терентьев, чтобы компании относились к инвалидам не с формальной точки зрения, выделяя квоты на самые низкооплачиваемые места ради налоговых послаблений.
С 1 марта 2022 года в России вступает в силу Закон «О занятости населения», меняющий подход к трудоустройству инвалидов. Сейчас каждая компания, где трудоустроено более 100 человек, обязана обеспечить 2-4% мест для людей с инвалидностью. В обновленном законе, для получения налоговых преференций усилия работодателя будут оцениваться по тому, сколько фактически инвалидов он сумел трудоустроить. Если же у компании не получается взять к себе инвалида, в качестве альтернативы она сможет профинансировать дополнительные рабочие места в общественных организациях. Это будет позитивная практика в масштабах всей страны, отметил Терентьев.
Отдельный вопрос – сохранение льгот, полагающихся инвалидам при трудоустройстве (например, индексация пенсии и соцвыплат). В письме в Минтруда говорится, что по-хорошему льготы нужно сохранять.
Работодатели тоже нуждаются в дополнительной поддержке государства, хотя и от них можно требовать больше. Например, не просто технически оснащать рабочие места для инвалидов, а еще и организовывать сопровождение (до предприятия и обратно) сотрудников с ограниченными возможностями.
Артем Метелев в письме также просит Минтруд изучить, можно ли квотировать рабочие места для взрослых детей-сирот по аналогии с местами для инвалидов. Ответ на поставленные вопросы ожидается до 1 марта.