В росте цен практически на все товары принято винить США, ставшие мировым экспортером инфляции из-за накачки ликвидности триллионами долларов. Но и Китай вносит в процесс свою лепту.
Второго января СМИ обратили внимание на стремление Китая скупить про запас не только углеводороды, но и продовольствие. Издание Nikkei Asia в воскресенье сообщило, что по данным Минсельхоза США, на складах КНР сейчас лежит около 50% мировых запасов пшеницы, более 60% риса и маиса. Ожидается, что в 2022 году Китай продолжит наращивать запасы и доведет объем складируемого маиса до 69% от мировых запасов, пшеницы – до 51%.
Газета «Известия» в тот же день тоже обратила внимание на роль Китая в разгоне мировой продовольственной инфляции. Издание напомнило, что в ноябре 2021 года индекс продовольственных цен ФАО показал, что зерно за год подорожало на 23,2%, растительные масла – на 53%, молочная продукция – на 19,1%, мясо – на 17,6%, сахар — почти на 40%.
На рост цен повлияло не только повышение себестоимости продукции, но и логистические издержки. Транспортные расходы в прошлом году увеличились в разы. Остроты проблеме добавляет нехватка удобрений, неурожай, колебания спроса. Дополнительные риски несут «непомерные аппетиты Китая», пишут «Известия».
Глава Национальной администрации резерва зерна Цинь Юйюн подтвердил, что запасы продовольствия в стране достигли исторически рекордных величин. Он добавил, что Китаю хватит его запасов на 1,5 года.
Профессор Университета Айти (Aichi University) Горо Такашахи объясняет небывалую активность Китая на мировом рынке продовольствия тем, что собственное сельское хозяйство КНР с 2015 года стагнирует. Одной из причин является загрязнение почв. Кроме того, фермеры стали мигрировать в мегаполисы. Такашахи отмечает, что в виду обозначенных обстоятельств действия Китая – вынужденная мера.
Независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов считает, что Китай, скупая продовольствие, страхуется на случай торговых войн, обострения пандемии, локдаунов, неурожая и последствий энергетического кризиса.
Что будет с внутрироссийским рынком
Аналитик, профессор ВШЭ Евгений Коган в Telegram заметил, что китайский фактор делает правдоподобными прогнозы о новой волне продовольственной инфляции в России.
«Теперь понятно, чего морковка с капустой так разбушевались. Я, наивный чукотский юноша, на США грешил. Думал, они разогнали цены на все за счет бешеной накачки ликвидностью. Оказывается, во всем виновата Поднебесная», - поделился Коган.
Он подчеркнул, что продовольственная инфляция – самая неприятная для властей, поскольку требует от них решительных действий по защите малоимущих слоев населения. По ним продовольственная инфляция бьет в первую очередь. Развивающиеся страны, как Россия, страдают от этого вида инфляции больше.
С подорожанием продовольствия государство вынуждено будет поднимать зарплаты бюджетникам. Бизнес своим сотрудникам – тоже. Для последнего это означает рост издержек, за которым снова следует подорожание. Есть риск раскручивания инфляционной спирали.
В заключение Коган спрогнозировал, что борьба с инфляцией станет основной задачей российского правительства и Центробанка в 2022 году. Восстановительный рост экономики будет затухать, потому как борьба с инфляцией предполагает торможение экономики. Промежуточных решений здесь нет.