Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

09:19
Москва
24 ноября ‘24, Воскресенье

Туротрасль живет волнами банкротств и нуждается в защите – Костенко

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Российская туротрасль регулярно сталкивается с кризисными ситуациями, из которых не все туроператоры выбираются.

С пандемией коронавируса туроператоры, работающие с зарубежными направлениями, которые были закрыты, оказались на грани банкротства. Вывезти людей на отдых они не могут, а деньги клиентам надо возвращать. Проблема в том, что эти деньги давно ушли авиакомпаниям и принимающим сторонам, и вернуть их не представляется возможным.

Между тем, правительственная отсрочка на возмещение средств клиентам скоро истекает. Многие границы до сих пор не открыты, и туроператорам ничего не остается, кроме как ждать продления отсрочки, либо банкротства.

Подробнее о ситуации и вариантах ее разрешения в интервью «Парламентской газете» рассказала зампред Комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Наталья Костенко.

Она отметила, что у туроператоров, чьи путевки «заморожены» из-за коронавирусных ограничений есть вариант предложить клиентам другие направления, включая внутрироссийские. Однако такими альтернативами «воспользовалась мизерная доля наших соотечественников».

В итоге туроператоры задолжали туристам около 25 млрд рублей. Тут государство должно поддержать отрасль и обеспечить соблюдение прав граждан на справедливое возмещение убытков за неоказанные услуги.

Хорошим спасением от банкротства для компаний будет открытие новых направлений туризма. А государству пора делать стратегические выводы. Кризисы у туротрасли случаются с периодичностью раз в 5-6 лет. Многие компании пострадали в кризис 2008 года, потом в 2014 году, в 2020-2021.

В ноябре 2021 года о прекращении деятельности объявили компании под брендом Mouzenidis Travel. Сегодня с нее взять нечего. «Поэтому я считаю, что Ростуризму нужно дать полномочия отслеживать финансовое положение компаний и оперативно действовать для пресечения массовых нарушений прав потребителей», - заявила Наталья Костенко.

Кроме того, нужно запретить туроператорам нецелевые траты средств клиентов. Сейчас за этим никто не следит. «В итоге у нас туроператоры регулярно создают «финансовые пирамиды», демпингуя на рынке, чтобы новыми клиентами закрыть ранее возникшие финансовые бреши», - продолжила Костенко. Для контроля данного аспекта возможно прибегнуть к опыту Центробанка, устанавливающего для кредитных организаций ограничения и требования к уставному капиталу. Регулятор также следит за финансовой отчетностью банков, за тем, куда направляются деньги и так далее. Такой подход защитит от внезапных банкротств.

Еще один механизм защиты – система страхования профессиональной ответственности. Теоретически система страховки есть. Туристы сами могут оформить страховку от невылета. Но зачастую они на этом экономят. Компании резервируют часть средств в Турпомощи. Но тех денег недостаточно в случае банкротств. Поэтому нужна более совершенная система страхования, отметила Костенко.

По поводу идеи в сложившейся сейчас ситуации спасти туроператоров продлением отсрочки на возвращение денег клиентам парламентарий поделилась: «Моя позиция заключается в том, что нельзя принимать одно решение для всех компаний». Дело в том, что не все туроператоры пострадали в равной мере. Некоторые успешно работают, взяв популярные направления вроде Турции и Египта. Для них мораторий на выплаты продлевать не стоит. Здесь требуется дифференцированный подход.

По мнению Костенко, для поддержки туристической отрасли в целом есть такие инструменты как продление детского кешбэка. Детские лагеря, которые оказались в тяжелой ситуации могут быть отданы под патронаж различных ведомств. В бюджете на будущие годы предусмотрено увеличение финансирования Ростуризма и соответствующего нацпроекта. Должное внимание также следует уделить развитию внутреннего туризма. Отрасль необходимо развивать комплексно, учитывая смежные инфраструктуры.

Западу следует помнить, что России есть, чем себя защитить – Володин
Реклама