В мессенджере Telegram появится рекламная платформа, которая обеспечит монетизацию постов в каналах.
В опубликованном официальном анонсе обозначены основные правила монетизации. Их прокомментировал обозреватель, автор Telegram-канала «Digital Доктор» Игорь Крысанов. Он пришел к выводу, что система распространения рекламы вряд ли понравится как авторам каналов, так и простым читателям.
В правилах говорится, что спонсорские сообщения будут отображаться в публичных каналах с более чем 1000 подписчиков. Реклама будет продвигать только внутренние продукты Telegram (как каналы или боты). Каждое рекламное объявление должно состоять из текста и кнопки. Максимальная длина текста объявления 160 символов, включая пробелы. Целевая реклама будет подбираться на основе языка и тематики каналов. Оплата рекламы будет осуществляться за количество просмотров по модели.
Отмечается, что вначале Telegram покроет с рекламы свои основные расходы, а позже Павел Дуров начнет делиться этими доходами с владельцами каналов.
Что не так в системе монетизации
Игорь Крысанов отметил, что опубликованные правила оставляют массу вопросов о модерации рекламных сообщений, о правилах их размещения. Такие посты будут публиковаться в ТГ-каналах автоматически, вне зависимости от админов каналов. Они будут помечаться надписью «sponsored».
Таким образом, разница стандартных постов в канале и рекламных будет едва заметной. Чтобы ее подчеркнуть можно было бы запретить рекламные посты от первого лица. Но такого ограничения нет.
Таким образом, для существенной доли аудитории станет непонятно, что рекламу писал не автор канала. «Эти два фактора оформили чудные предпосылки для организации цунами скама в Telegram и полнейшего обесценивания крупных каналов с дорогой аудиторией», - пояснил Крысанов.
Несколько меняют невзрачную картину правила о размещении депозита в 2 млн евро для размещения рекламных объявлений. Если же рекламодатель не потратит на платформе 10 млн евро, он будет оштрафован на 1 млн евро. С такими ограничениями доступ к рекламному кабинету получат только крупные фирмы, которые (по идее) обеспечат качественную модерацию рекламы.
Как бы то ни было, реклама будет появляться практически везде, без возможности от нее отказаться. «Дуров обещал давать каналам в обмен на монетизацию трафик. В итоге трафик никто не получит. Дуров обещал модерацию более жесткую, чем в других соцсетях. В итоге Telegram ее вообще не будет осуществлять», - спрогнозировал обозреватель.
Есть также опасения, что рекламные деньги до авторов каналов будут доходить в сильно урезанном виде, по аналогии с дорожным строительством в некоторых странах, «когда наверху получают миллиарды, а дальше через несколько прослоек до дела доходит 3 копейки». Средства пойдут через многочисленные прокладки, из-за чего будут большие комиссии на всех этапах.
«Одно радует: хотя бы цена рекламы не упадет в пол и все не побегут закупать в обход админов. Иначе бы это был VK 2.0 с полным бегством из него всех авторов качественного и дорогого контента. Правда, пользовательский опыт экосистемы каналов упадет очень сильно. Представьте, что последним постом в каждом канале будет реклама. Если вы в среднем читаете 5-7 каналов в день, то рекламная нагрузка на вас очень сильно возрастет», - продолжил Игорь Крысанов.
Как следствие, упадет вовлеченность пользователей в контент. Отсюда есть риск сокращения потребления контента через Telegram-каналы.
Подводя итог, эксперт посетовал на ограниченный фунционал системы монетизации Telegram, на «примитивный таргетинг и простенький аукцион». Модерации вовсе уделено непростительно мало внимания, тогда как гиганты вроде Facebook и Google на это тратят миллиарды долларов в год.