Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

05:24
Москва
18 декабря ‘24, Среда

Дело в политике: эксперты обсуждают факторы ценообразования бензина

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Вопреки распространенному обычаю критиковать стабильно дорожающий в России бензин вне зависимости от того, что происходит на мировом рынке, топливо в стране остается сравнительно доступным.

Сравнение с европейскими ценами провели эксперты РИА Рейтинг. В список включены 32 страны, из которых Россия заняла 2 место по дешевизне бензина. Тут Россия уступила только Казахстану, но Казахстан к Европе не относится.

Уровень доступности посчитали, взяв средние доходы на селения и выяснив, сколько на эту сумму можно купить бензина. «Россия заняла в рейтинге шестнадцатое место между Италией и Казахстаном. Жители нашей страны могут приобрести на свои среднемесячные зарплаты около тысячи литров 95-го бензина», - говорится в исследовании. Здесь Россия обогнала Казахстан, Украину и Белоруссию. Первым по доступности топлива стал Люксембург. Там жители на среднюю зарплату могут купить 2,6 тысячи литров бензина впрок.

Что касается цен за литр, то самыми дорогими странами стали Нидерланды, Дания, Португалия, Финляндия и Греция. В них литр АИ-95 стоит дороже 147 рублей (в пересчете на российскую валюту). В Нидерландах литр обойдется в 162,3 рубля. В России 95-й сейчас продается в среднем по 49,1 рубля.

Если бы бензин делали из нефти…

Аналитик, специалист по нефтегазовому рынку Михаил Крутихин в беседе с порталом iReactor отметил, что представленная картина цен и доступности бензина к нефтегазовой промышленности имеет мало отношения. Дело в том, что цены формируются в основном налоговой политикой государства и, строго говоря, зависят от воли государства, а уже потом связаны пропорцией со стоимостью нефти.

«Цены на бензин не имеют никакого отношения ни к логике, ни к рынку. Все зависит от воли правительства и от налогов. К нефти это не имеет отношения», — сказал эксперт.

Данный тезис противоречит мнению аналитиков РИА, которые указали, что в 2020 году на фоне серьезного снижения спроса цены на нефть упали, а за ними вниз пошли и цены на бензин. В апреле прошлого года стоимость барреля нефти марки Brent опускалась ниже $16. Из-за столь катастрофического падения бензин в ЕС, действительно, начал дешеветь. В России же во избежание подобного сценария правительство с 25 мая запретило ввоз в страну автомобильного и авиационного топлива до 1 октября 2020 года.

Такой подход обусловлен идеей поддержания стабильности на внутреннем рынке вне зависимости от перепадов мировых цен. Здесь главным инструментом является демпфирующий механизм, когда государство компенсирует нефтяникам недополученные прибыли на внутреннем ранке, в условиях низких мировых цен, и наоборот – если с экспорта идет хороший доход.

Председатель комитета по энергетике Павел Завальный согласился, что в первую очередь стоимость бензина, нефти зависит от налогов. Он указал, что Россия отправляет на экспорт две трети добываемой нефти. Остального хватает на обеспечение потребностей внутреннего рынка. «То есть мы по сути полностью себя обеспечиваем топливом. Цены на нефть рассчитываются из себестоимости добычи, налогов. Таким образом, формируются низкие цены на нефть в целях поддержания развития нашей экономики», — пояснил депутат.

Поддерживать рыночное ценообразование помогает Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа, которая создала прозрачный механизм формирования цен на нефть и нефтепродукты.

«Сейчас, в условиях налогового маневра, таможенная пошлина должна обнулиться. Идет изменение налоговой системы, введен режим обратного акциза. На внешний рынок продается нефть по повышенным ценам с целью снижения стоимости топлива на внутреннем рынке», - подытожил Павел Завальный.

Реклама