До конца 2022 года в России пройдет эксперимент по созданию цифровых профилей учащихся школ.
В рамках экспериментальной концепции цифровой профиль будет создаваться в обязательном порядке при первом обращении за образовательной услугой. Например, при зачислении ребенка в детский сад или школу, уточняет газета «КоммерсантЪ», журналисты которой ознакомились с концепцией Минпросвещения по формированию «цифрового профиля обучающегося».
Концепцию Минпросвещения в апреле 2021 года направило в Минцифры на доработку. Отмечается, что в цифровом профиле будут зафиксированы все достижения учащихся за весь период обучения.
Прекрасная идея рискует перерасти в сегрегацию со школьной скамьи
Управляющий директор Accenture Technology в России Мария Григорьева прокомментировала запланированный эксперимент, положительно оценив идею цифрового профиля как таковую. Подобная система мониторинга успехов учащихся есть в Швеции. Однако с ее внедрением нужно самым внимательным образом озаботиться, чтобы на основании профилей детей с младших классов, а то и вовсе детского сада не начали ранжировать. Ведь потенциал ребенка может раскрыться в позднем возрасте.
Партнер «Делойт» в СНГ Антон Зыков тоже указал на сомнительные составляющие эксперимента. Он назвал неочевидной целесообразность собирать данные об успеваемости школьников с первого класса. Куда более уместно фиксировать информацию о профессиональном опыте человека, а не оценки с ранних лет, заметил эксперт.
В движении «Родительское всероссийское сопротивление» в нововведении увидели зачатки организации тотальной слежки за детьми, а потом и всеми россиянами.
В школах стали появляться не просто камеры слежения, а системы на основе нейросетей, которые распознают эмоции детей и направляют собранные данные психологам. Не исключено, что эмоциональная история тоже со временем будет включена в цифровой профиль.
О том, какие еще сведения могут попасть в профиль, легко узнать в пособиях по трансформации образования от Всемирного банка. В документах ВБ говорится, что в процессе обучения нужно оценивать «социально-эмоциональные навыки, личностные и поведенческие и установочные, такие как: открытость, сознательность, экстраверсия, покладистость и невротизм (или его противоположность, эмоциональная стабильность), добросовестность».
В РВС подчеркнули, что Минпросвещения наверняка прислушается к указаниям ВБ.
Собранные данные теоретически будут востребованы чиновниками и бизнесом. Корпорации, например, заинтересованы в подборе будущих сотрудников на ранних этапах, чтобы вложиться в их обучение под конкретные цели. О таких перспективах ранее говорил руководитель центра компетенций направления «Кадры и образование» в национальной программе «Цифровая экономика 2024» Дмитрий Песков.
«Анонсированный Минпросвещения сбор данных будет осуществляться в интересах кого угодно, только не детей», - предупредили в РВС.