Конфликт Китая с западными компаниями, выступившими с осуждением политики Пекина в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР), может обернуться переделом глобального рынка.
Компании H&M, Adidas, Nike, выразившие обеспокоенность в связи с использованием принудительного труда в СУАР, ранее отказались работать в с местными поставщиками хлопка.
Позже представитель МИД КНР Хуа Чуньин заявила: «Китайский народ не приемлет того, чтобы некоторые компании пытались навредить КНР, в то время как зарабатывают здесь деньги».
После этого продукция H&M исчезла из ассортимента китайских интернет-магазинов, а в китайских соцсетях развернулась кампания с призывами переходить на отечественную продукцию и бойкотировать импортную. Такими темпами дело дойдет до обмена санкциями, который окончательно оформит торговую войну в глобальное противостояние.
Портал Накануне.RU отмечает, что западные компании, которые внезапно обеспокоились правами человека в СУАР, являются членами неправительственной организации Better Cotton Initiative, отслеживающей, чтобы при производстве хлопка не использовался, например, детский труд.
На Китай приходится до 10% мирового производства хлопка, и крупные компании давно и плодотворно с ним сотрудничают. Около 70% производства хлопка в КНР приходится на СУАР. Но ранее претензий со стороны крупных компаний к Китаю в связи с ситуацией в проблемном районе не было.
Президент Российско-китайского аналитического центра Сергей Санакоев прокомментировал конфликт Запада и Китая и предупредил, что в торговой войне пострадают обе стороны. Санакоев предположил, что компании пошли на конфликт с китайскими властями не добровольно. Возможно, им пригрозили какими-то санкциями в рамках глобальной кампании BLM. «Представить себе, что в здравом уме любого уровня менеджмент таких компаний откажется сотрудничать с Китаем — просто невозможно», - пояснил эксперт.
Компании, которые ввязались в антикитайские политические акции, попросту себя уничтожают. Мало того, что они потеряли огромный китайский рынок сбыта, они простимулировали Китай развивать собственные бренды. «Китай выйдет на весь мир со своими брендами и задавит их демпинговыми ценами, вот и всё», - спрогнозировал Санакоев.
С другой стороны, в краткосрочной перспективе китайские производители могут лишиться доступа к наиболее платежеспособному рынку – европейскому. Поэтому какое-то время КНР придется переориентировать хлопковую промышленность на внутренний рынок.
«Теоретически можно представить, что начнётся тотальная война с полной отменой всех существующих правил, но аналогичные санкции введёт и Китай, он будет выставлять зеркальные санкции поставщикам других товаров на китайский рынок, и они взвоют», - продолжил собеседник Накануне.RU.
Санакоев подчеркнул, что противостояние Запада и Китая может вылиться в «полную перестройку» и «демонтаж всего». Однако тут есть вариант формирования самодостаточного макрорегиона. Вряд ли Россия, Иран и Турция присоединятся к санкциям против Китая. И это станет их объединяющим началом. «Вопрос только в том, как проводить между ними расчёты, но тогда произойдёт переход на другие варианты, в том числе на синтетические валюты. Этот переход уже сейчас достаточно подготовлен», — подытожил Сергей Санакоев.
Публицист Владимир Винников в колонке для ФАН добавил, что на фоне бурного развития Китая США утратили экономическую основу своего «глобального лидерства». Под угрозой оказались и военное превосходство, и контроль над мировой торговлей. У США сохранилось только господство в медиасфере, добавил он.