На следующий день после угрозы президента США Джо Байдена наказать Россию за вмешательство в выборы 2020 года курс рубля начал снижаться.
Ключевой причиной этого стал риск введения новых антироссийских санкций. «Экспресс газета» пишет, что многое теперь зависит от того, насколько жесткими будут санкции, коснутся ли они госдолга и так далее. Однако, наблюдая за первичной реакцией рынка, инвесторы не ожидают серьезных последствий для рубля и российской экономики.
Некоторое влияние на курс национальной валюты наверняка окажет решение Центробанка по ключевой ставке. Заседание ЦБ РФ состоится в пятницу. Главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман сообщил, что пока курс рубля ожидается в районе 73,60 за доллар.
Аналитики ФБА «Экономика сегодня» назвали главным негативным фактором ослабления рубля сообщения о новых ограничениях. Инвесторов также насторожили высказывания Джо Байдена о Владимире Путине. На этом фоне рубль ослаб. Эксперты связали снижение с «эмоциями участников рынка». После курс стабилизировался, вернувшись в диапазон 73,5–75 рублей за доллар. По их мнению, рубль останется в этом коридоре в ближайшее время. Дальнейшему укреплению не поможет повышение ключевой ставки, так как рынки ожидают введения новых санкций.
В четверг днем стало известно, что ЦБ повысил курс доллара на 19 марта до 73,66 рублей (на 55,63 копейки). Евро тоже подрос до 88,12 рублей (на 1,14 рубля).
Страх санкций заставил покуситься на «святое»
17 марта министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что в случае санкций Запада против государственного долга России, власти страны начнут привлекать к преодолению кризиса коммерческие банки и договариваться с ЦБ о помощи им. «Это неприятно, конечно, но решение будет в любом случае найдено», — заверил министр. Авторы Telegram-канала «Методичка» в словах Силуанова увидели плохой сигнал. Дело в том, что «со времен августа 1998, тема резервов ЦБ как «последнего рубежа» валютной обороны была самой табуированной в российских финансах».
В ЦБ не раз указывали Минфину, что резервы лучше никому «чужому» не трогать, а у министерства был свой запас в виде двух стабфондов.
«Фонды как-то незаметно разошлись по большим и маленьким кризисам поэтому и денег нет, и держаться не за что. Но если всë же придется лезть в мошну ЦБ, то следует учесть, что на всех не хватит – даже сейчас, при полутриллионных запасах, денег в обрез на сам госдолг и на корпоративный долг якобы акционерных, а на самом деле государственных компаний», - пишет «Методичка».
Если денег нет, ЦБ все же придется задействовать резервы, ведь если банки начнут рушиться, это «добьет экономику быстрее самого жуткого дефолта».