В Сети появилось более полное видео инцидента, когда сотрудник правоохранительных органов пнул женщину ногой в живот во время акции в Петербурге.
На записи видно, как пострадавшая Маргарита Юдина стоит у края проезжей части, наблюдая за действиями силовиков. В тот момент, когда группа полицейских отправилась задерживать молодого человека, Юдина мельком бросила взгляд на камеру, как будто проверяя готовность оператора снять то, что случится через несколько секунд.
Запись с комментариями в Telegram публикует журналистка Юлия Витязева. К видео сделаны соответствующие комментарии. Буквально перед тем, как броситься наперерез правоохранителям с требованием объяснить «зачем вы его схватили», снимающий выбрал позицию получше. Сначала он стоял за столбом, откуда лучше наблюдать за передвижением силовиков слева направо, но во время возвращения правоохранителей с задержанным, изначальная позиция для съемки была явно неудачной.
Обозреватель, блогер Сергей Колясников, комментируя видео, отметил: «Что и требовалось (доказать), все произошедшее в Питере - тщательно спланированная провокация, это вот за это извинялся ОМОН? Надо обращение делать в его защиту».
За прощением последует обращение в СК?
Маргарита Юдина после удара оказалась в больнице. В понедельник сообщалось, что к ней в палату приходил представитель правоохранительных органов с извинениями.
Позже в интервью журналистам Юдина сообщила, что ее весь день уговаривали не писать заявление на обидчика, объяснившего свой поступок «запотевшим забралом» и стрессом. В итоге женщина отказалась от претензий, но через несколько часов после данного известия Юдина вдруг пожаловалась, что не стоило ей так легко прощать полицейского, а взамен потребовать освобождения всех политзаключенных и Алексея Навального.
Вечером 25 января Юдина в интервью «Новой газете» заявила: «Все равно нужно, чтобы это дело имело законный ход, а не мелодраматический. Поэтому я намерена обратиться в Следственный комитет и узнать, кто напал на меня».
Стоит отметить, что за женщину уже нашлось, кому обратиться в СК и Генпрокуратуру. Петербургский депутат Борис Вишневский ранее обратился к главе регионального управления СК Александру Клаусу с требованием возбудить уголовное дело по факту инцидента. Александр Хинштейн со своей стороны направил аналогичные требования в СКР и Генпрокуратуру.
Силовиков лишают пространства для эффективной работы
Колясников подчеркивает, что попытки засудить полицейского являются «предательством силовиков».
– Непонятно, кому в голову пришла идея заставить извиняться омоновцев в Санкт-Петербурге перед "пострадавшей" во время массовых беспорядков, но идея идиотская более чем полностью. Начнем с того, что женщина пыталась помешать проведению задержания. Еще раз напомню - задержания во время массовых беспорядков. В любой стране мира такая попытка помешать задержанию означала бы арест или инвалидность. Уж удар дубиной по хребту и газ точно. В России – извинения, – написал блогер в Telegram.
Он спрогнозировал, что теперь «каждый силовик, которого в толпе могут ткнуть шилом, электродом, ножом, облить газом или поджечь - вместо исполнения прямых обязанностей, вместо пресечения беспредела - будет переживать», как бы не попасть под уголовное преследование.
Сходную оценку происходящему дала журналистка, телеведущая Анна Шафран. Она признала, что удар полицейского выглядел неоправданным. Но нужно понимать, что несанкционированные митинги – это не курорт, и сотрудники правопорядка работают в экстремальных условиях.
– Решать проблему следует в правовом поле, а не в информационном. Надо понимать, что все, кто сейчас пытается закатать этого сотрудника органов правопорядка в асфальт, раскручивают американский сценарий лета 2020 года по дискредитации правоохранителей. Странно, что такие опытные депутаты, как Александр Евсеевич Хинштейн, этого не понимают, – пишет Шафран.
Теле- радиоведущий Владимир Соловьев по поводу произошедшего в эфире стирима тоже прокомментировал ситуацию, призвав внимательнее изучить деятельность Юдиной и оператора. «К этой гражданочке и к оператору, который снимал, все больше и больше вопросов, также как и к тем, которые позволяют себе всякое», — сказал Соловьев.
Петербургская вилка
Политтехнолог Константин Долгов назвал положение, в которое попало МВД, сложным, но не безвыходным.
– Что делать в подобных случаях? А вот тут наступает интересная вилка, как в шахматах, когда ты теряешь либо одну фигуру, либо другую, – пояснил эксперт.
С наказанием полицейского риски очевидны: его коллеги поймут, что начальство за них вписываться не будет, случись что, поэтому резко снизят собственную активность и инициативность. Нечто подобное было во время Майдана на Украине.
Выгораживание полицейского чревато усилением социальной напряженности, и попыткам расчеловечивания полицейских в глазах народа.
– Третьего варианта здесь нет, точнее, он есть, но для этого нужна слаженная работа многих ведомств, системная работа с личным составом, кропотливая идеологическая работа, постоянный личностный рост каждого сотрудника, – резюмировал Долгов.