Российские банки выступили против инициативы обязать их отчитываться перед клиентами, почему тем отказано в выдаче кредитов.
Соответствующее требование нисколько не поможет людям, не изменит кредитную политику банков, зато подстегнет рост количества попыток мошенничества и сложностей со скорингом. Об этом говорится в письме Ассоциации банков России (АБР) к главе комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолию Аксакову. С документом ознакомилось издание РБК.
Начало рассмотрения поправок в закон «О потребительском кредите» намечено на февраль 2021 года. Поправки предполагают обязательство банков предоставлять запросившим кредит, детальное объяснение в случае отказа. Сейчас банк может отказать без объяснений.
Минусы для банков
В АБР отмечают, что банкам крайне нежелательно раскрывать перед заемщиками подробности внутренних моделей оценки рисков и платежеспособности клиентов. Такие подробности часто являются коммерческой тайной.
Кроме того, клиент вряд ли разберется в предоставленных ему данных о скоринговой модели. Дело в том, что каждый банк имеет индивидуальный подход к скорингу. Банки учитывают разные показатели, и в принятии решений опираются то на одни, то на другие данные.
Поэтому банк при отказе выдать кредит может «учитывать неочевидные для самих клиентов моменты», пояснил начальник правового управления АБР Сергей Клименко.
Банки помимо этого несут ответственность перед доверившими им деньги вкладчиками за риски. Потому они и выстраивают сложные скоринговые модели, «чтобы меньше навредить себе и тем людям, за чьи деньги он отвечает».
Раскрытие подноготной перед неудавшимися заемщиками приведет к росту числа жалоб и лишних разбирательств. В итоге, запрашивающим кредит все равно откажут.
Есть аргумент, будто с раскрытием мотивации банков клиенты смогут лучше подготовиться к походу за кредитами. Однако у россиян и так есть возможность оценить свой потенциал перед лицом банка – два раза в год можно бесплатно запросить в бюро свою кредитную историю. На основании отчета есть возможность оценить свою текущую кредитную нагрузку, ведь главным образом на основании нее банки выносят решения.
Откровенность рассорит банки с клиентами
Директор розничных продуктов банка «Дом.РФ» Евгений Шитиков в беседе с РБК заявил, что если и обязывать банки объясняться перед клиентами, то нужно вводить стандартизированную систему ответов. Причем ответы должны быть содержательными и корректными. Это позволит снизить негативную реакцию со стороны граждан.
Риск массовых мошенничеств
Руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева аргументы АБР поддержала. Она подчеркнула, что если скоринговые модели хотя бы фрагментарно начнут попадать не в те руки, злоумышленники за небольшие деньги смогут направить в конкретный банк тысячи неплатежеспособных заемщиков (скорректировав их данные под скоринговую модель). Последствия таких действий могут быть катастрофическими.
Гораздо правильнее было бы рекомендовать банкам проявлять социальную ответственность и оповещать потребителей о необходимости последить за теми или иными показателями без раскрытия подробностей скоринга.