Расширение возможностей для сбора данных россиян не может не сопровождаться ростом ответственности за утечки.
В противном случае может случиться настоящая катастрофа, отметила журналистка Анна Шафран, комментируя известие о том, что в сеть якобы утекли данные о 1,3 млн российских клиентов Hyundai.
Издание РБК со ссылкой на Telegram-канал «Утечки информации» пишет, что в базе содержатся ФИО, домашние адреса клиентов, информация о купленных автомобилях и запчастях к ним. Такие сведения, как полагают эксперты, могут быть использованы для угона автомобилей.
Основатель сервиса разведки утечек данных DLBI Ашот Оганесян в интервью «Коммерсанту» заявил, что слитая база продается примерно за $2 тысячи. Судя по пробникам, база не имеет признаков компиляции, а ее распространитель до сих пор не был замечен в продаже фейковых данных.
Граждане в опасности, но кто ответит за утечку?
– Владельцам Hyundai не позавидуешь. Нет ничего приятного в том, что твои данные оказались в открытом доступе, и теперь атака мошенников или, того хуже, угонщиков - только вопрос времени. Ещё очень интересно, как планируют себя вести дилеры Hyundai?, – поинтересовалась Анна Шафран в своем Telegram.
По ее словам, было бы справедливо в ближайшие дни услышать объяснения, как такое могло произойти, кто наказан, и какие меры принимаются во избежание подобного в будущем.
Ущерб людям очевиден. Помимо моральных неудобств и вероятных звонков мошенников, они могут понести ощутимые финансовые потери. При этом не ясно, будет ли Hyundai компенсировать ущерб тем гражданам, у кого вдруг угонят машину.
– Давно пора осознать, что утечка данных - это очень, очень серьёзно. Мошенники с большим удовольствием воспользуются данными об адресах, телефонах и машинах, и будут не только отслеживать местонахождение владельцев машин, чтобы в их отсутствие ограбить их квартиры, но и использовать телефонные номера и данные банковских карточек, – продолжила Шафран, посетовав, что люди превратились в новую нефть не только для чиновников, но и для мошенников.
Шафран подчеркнула, что в самой по себе цифровизации нет ничего плохого. Опасность таится в безответственном, порой халатном отношении чиновников и корпораций к личным данным людей. Если данные госслужащих, сотрудников силовых ведомств хоть как-то защищены, то о простых гражданах говорить нечего.
С другой стороны, когда случилась утечка данных по 300 тысячам переболевших коронавирусом в Москве, информация не делила жертв по социальному статусу и требованиям к их безопасности. В базу вполне могли попасть лица, находящиеся под государственной защитой.
Анна Шафран напомнила, как накануне принятия закона о создании единого регистра населения РФ, его инициаторы доказывали, будто никаких рисков нет. После московской утечки депутат Леонид Калашников направил запросы на проведение расследования в Генпрокуратуру, СКР и ФСБ. Александр Хинштейн, который как раз говорил о защищенности регистра, тоже продублировал запросы, добавив к списку запросы в МВД и Роскомнадзор. Хинштейн подчеркивал, что утечка не должна остаться безнаказанной.
«Что ответили нашим депутатам?», - поинтересовалась Шафран, посетовав, что до сих пор за утечку данных о заболевших COVID никто не привлечен к уголовной ответственности. Это порождает подозрения о бесполезности закона о персональных данных, заметила журналистка.
Провалы не помеха
Анна Шафран также обратила внимание на новость от Департамента информационных технологий Москвы. Оказывается, что столичные власти намерены потратить 185 млн рублей на«повышение объема хранимой информации о гражданине». Система сбора данных помимо номеров паспортов, СНИЛС, ИНН и полиса ОМС начнет хранить информацию о месте жительства, родственниках, месте работы, наличии питомцев и реальных доходов москвичей.
– Что это, если не усиленное строительство китайского варианта с социальными рейтингами и прочим? Разве в обществе есть консенсус на этот счёт? Не то, что нет, есть огромная дискуссия и большие тревоги относительно нашей безопасности, – отметила Шафран. Она возмутилась, что несмотря на неоднозначность идеи построения нового цифрового мира и модели управления обществом, людей об их мнении никто не спрашивает. Власти многих стран действуют так, как будто все давно согласовано, тратят огромные средства, не считаясь с утечками и отсутствием ответственности за них.
Демократические механизмы в данном случае фактически не работают, а людей насильно тащат в цифровую тюрьму.