Отечественный рынок кукурузы и сои вошел в финальную стадию полного перехода на генно-модифицированную продукцию.
Катализатором завершения этого процесса стало некогда принятое властями решение вступить в ВТО.
Три года назад немецкая компания Bayer (ведет бизнес в сфере здравоохранения и сельского хозяйства) купила американского производителя семян и пестицидов Monsanto.
Bayer занимает лидирующие позиции на рынке РФ, и во избежание монополизации ФАС потребовала от компании поделиться с российскими производителями генно-модифицированными семенами, чтобы поддержать их конкурентоспособность.
Вначале Bayer с требованием ФАС не согласилась и даже подала на службу в суд, пригрозив вовсе уйти с российского рынка. Однако позже стороны все же пришли к соглашению. Для координации процесса передачи технологий Bayer российским аграриям был создан Центр технологического трансфера (ЦТТ) при НИУ ВШЭ. Центр отобрал семь селекционных компаний, которые должны получить генетический материал от Bayer (семена кукурузы, сои, пшеницы, рапса).
В числе получателей оказались группа «Эфко», НПО «Семеноводство Кубани», «Павловская Нива» и другие. Три фирмы из семи уже заключили с Bayer лицензионные соглашения. Остальные все еще ведут переговоры, которые, как сообщает РБК проходят не совсем гладко.
По сведениям издания, несколько компаний неожиданно приостановили переговоры, опасаясь, что после сделки с немецкими партнерами лишатся прав на собственные сорта кукурузы и сои. Об этом РБК сообщил представитель Госкомиссии по испытанию и охране селекционных достижений.
Врио председателя Госсорткомиссии Ольга Лесных пояснила, что часть компаний не устроило условие лицензионных соглашений, в соответствии с которым, если вдруг кто-то решит вывести из родительских семян Bayer новые гибриды, за содержание в них в любом проценте исходного генетического материала Bayer придется выплачивать роялти.
Проблема в том, что непонятно, как Bayer будет идентифицировать этот процент. Никаких методичек, по крайней мере в публичном доступе, на этот счет нет. Поэтому у участников переговоров и возникли опасения, что в какой-то момент претензии появятся к их собственным селекционным разработкам, не связанным с материалом Bayer.
Президент компании «Соевый комплекс» Олег Ширинян пояснил, что в разных сортах сои может быть до 99% общих генов. Таким образом, по условиям предлагаемого российским аграриям соглашения с Bayer при желании предъявить права собственности можно практически к любому продукту. Соглашение оставляет широкий простор для исков за незаконное использование селекционных наработок, и для наложения запретов на оборот всех новых сортов сельхозпродукции. По тем же соображениям переговоры приостановила агрофирма «Павловская Нива».
В самой Bayer подтвердили, что переговоры с российскими коллегами затянулись, объяснив это несовершенством правового регулирования охраны интеллектуальной собственности в области сельского хозяйства. Впрочем, текст лицензионных соглашений утверждался на уровне ЦТТ, ФАС, Минсельхоза, Минобрнауки и Минэкономразвития. Документ составлен на основе правил Международного союза по охране новых сортов растений.
Представитель Bayer добавил, что компания не претендует на российские разработки, а всего лишь потребует подробных отчетов о процессах выведения новых сортов культур во избежание «плагиата».
Подробнее о продукции Bayer, поставляемой на российский рынок, и связанных с этим опасениях медиков читайте в материале Infox.