Руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт рассказал о том, как несмотря на запреты, санкционная продукция продолжает попадать в Россию.
Он назвал несколько изощренных схем ввоза санкционки и выдвинул предложение, как побороть это явление.
В интервью РБК Данкверт сообщил, что в последнее время поставщики запрещенных продуктов научились ловко обходить проверки. По его словам, с 2015 года Россельхознадзор выявил более 36 тысяч тонн санкционной продукции. Как правило, недобросовестные предприниматели выдают запрещенные товары за товары, изготовленные в других странах, не попавших под российские ответные санкции.
Бывает так, что перевозчик заезжает на территорию России просто на заправку, но потом выясняется, то на машине установлены недействительные номера. А у водителя есть документа на внутреннюю перевозку продукции. Еще одна схема – ложный транзит. Например, продукция по документам едет в Казахстан, а по факту разгружается в Москве.
Данкверт отметил, что в других странах с нелегальными поставками грузов борются радикально. При выявлении правонарушений конфискуется не только товар, но и фура с тягачом. В России же, если при задержании машины обнаруживается, что документов нет, и отсутствуют прямые доказательства, что продукция санкционная, груз отправляют назад.
Глава Россельхознадзора подчеркнул, что было бы правильно запрещать на некоторое время въезд в Россию водителям, замеченным в перевозке грузов без документов.
«Когда в Калининграде мы задерживаем автобусы с санкционными продуктами, их везет водитель — польский гражданин. Я в свое время писал в наш МИД. Думаете, так легко закрыть визу на въезд в Россию? Практически невозможно!» — посетовал Данкверт. В Европе же за подобные вещи человеку без лишних разговоров закроют въезд на пять лет, добавил он.
Кроме конфискации транспорта и запрета на въезд нужно договориться с Белоруссией и Казахстаном, чтобы создать базы данных, с помощью которых можно отслеживать потоки грузов.
В заключение Данкверт рассказал, что Россельхознадзор представил в правительство программу с новыми мерами противодействия незаконному ввозу санкционки.
Побороть контрабанду можно будет тогда, когда «каждый перевозчик будет понимать, что, если он берется везти незаконную продукцию, у него могут конфисковать машину и товары», заключил Данкверт.
Что сказано между строк?
Экономист Никита Кричевский в тексте интервью Данкверта РБК увидел попытку признать, что с коррупцией вокруг санкционки государство справиться не может. Дело в том, что во всех перечисленных случаях «изощренного обхода» запретов причиной успехов контрабандистов является бездействие правоохранителей.
– Между строк Данкверт признаёт неэффективность коррумпированной правоохранительной системы. Оставляя нетронутой причину, он предлагает положить на алтарь противодействия коррупции права водил (во всех смыслах) и имущество непричастных к нарушениям перевозчиков, – отметил Кричевский в Telegram.
Он спрогнозировал, что такими темпами дело дойдет до предложений штрафовать простых граждан, если вдруг выяснится, что они случайно покупают в магазинах санкционку. Ведь незнание от ответственности не освобождает.