Заместитель председателя Совета Безопасности РФ Дмитрий Медведев опубликовал большую статью о вызовах человечеству из-за пандемии коронавируса.
Медведев констатировал, что мир стоит на пороге крупных изменений, которые затронут практически все сферы жизнедеятельности. Причем эти изменения желательно осуществлять глобально при тесном международном сотрудничестве, благо, современный уровень коммуникаций позволяет наладить такое сотрудничество достаточно оперативно, тогда как в прошлые времена «на организацию и институционализацию такого взаимодействия уходили годы и десятилетия».
Медведев подчеркнул, что выход стран на принципиально новый вид взаимодействия продиктован проблемами «не только глобальной, но и бытовой безопасности человека» на фоне того, что пандемия не имеет границ.
«Мы живём в принципиально иной реальности. Поэтому ответ на все проблемы пандемического кризиса должен быть универсальным», - говорится в статье Медведева, опубликованной в издании «Россия в глобальной политике».
В пример такого универсального ответа зампред Совбеза привел тему вакцинации. По словам Медведева, государства сейчас должны пойти на так называемое «вынужденное сотрудничество», чтобы провести глобальную «прививочную кампанию от COVID-19».
«Когда появятся подходящие вакцины, они должны быть использованы почти одномоментно на всех континентах, прежде всего – по соображениям национальной безопасности. Вряд ли кому-то захочется иметь соседа, который способен в любой момент закинуть вам во двор «коронавирусную бомбу», - написал Медведев, пояснив, что сотрудничество мировых держав в этом мероприятии нужно для того, чтобы избежать разговоров о применении биологического оружия и различных конспирологических теорий.
Попытки обвинить какие-либо страны в намеренном распространении вируса вовсе могут привести к полноценной, а не «гибридной» войне. В этом свете нужно разрабатывать согласованные странами протоколы единых действий на случай угрозы пандемии, заметил зампред Совбеза.
Рост «умной» преступности
Далее Медведев обратил внимание на появление новых угроз безопасности. Первая состоит в появлении «крайне опасных технологий биотерроризма», которые требуют активизации работы правоохранительных органов, чтобы взять под жесткий государственный и международный контроль биотехнологии и биолаборатории.
Вторая угроза - всплеск виртуальной преступности в условиях ухода жизни людей в гиберпространство. Медведев объяснил, что речь идет о массовом переходе на удаленные форматы работы. В том числе, это относится и к госслужащим, осуществляющим управление страной в режиме онлайн. В цифровой формат уходит торговля, причем не только на уровне пользователь-интернет-магазин. В цифровой форме сейчас совершаются крупные, многомиллионные сделки.
«Это уже необратимый процесс. Но оборот станет набирать и киберпреступность, создавая всё новые мошеннические схемы», - предупредил Медведев, назвав крайне важным развитие национальных систем кибербезопасности.
Продолжая тему цифровизации и внедрения различных новшеств, без которых жизнь в новом мире будет невозможна, он указал на проблему баланса между правами человека и безопасностью.
«В постпандемийном мире … критически важно провести чёткое разграничение между благами, которые даёт цифровизация, и угрозой появления «цифрового Большого Брата», - отметил Медведев.
Дело в том, что некоторые страны начали внедрять иммунные паспорта, выдаваемые переболевшим. С одной стороны, желание государства противостоять пандемии коронавируса понятно, но нельзя не учитывать опасения людей скатиться в некий цифровой или биологический тоталитаризм. Обеспокоенность граждан ведет к росту социальной напряженности, что выливается в протесты. И ярким примером здесь стали беспорядки в США и Европе под предлогом борьбы с расизмом.
«Экономическая эффективность, которую несёт цифровизация, не может быть куплена ценой «цифрового тоталитаризма», - подытожил Медведев, допустив, что ООН и ВОЗ могли бы стать площадкой для выработки общих мер борьбы с пандемией, которые обеспечили бы безопасность людей без риска «взрыва социального недовольства».
Три шока для России
По словам Медведева, пандемия коронавируса привела к смене экономической парадигмы, на время подчинив экономику медицине. Под угрозой оказались жизни людей, и государствам пришлось пожертвовать экономикой ради безопасности. Однако тут нужно понимать, что от экономики в конечном счете также зависят жизни граждан.
Первым шоком для российской экономики стало падение цен на нефть. Медведев констатировал, что за 20 лет «отечественная экономика сохраняет зависимость от экспорта углеводородов».
Второй шок - регуляторные решения государства, направленные на противодействие пандемии, которые привели к ситуации «внешне напоминающей ситуацию начала 1990-х годов», когда из экономического процесса выпадали субъекты хозяйственной деятельности.
Третий шок – падение спроса на широкий круг товаров из-за замедления мировой экономики.
Медведев заключил, что первая волна коронавируса стала тяжелым ударом для экономики РФ, но вторая, если таковая будет, может нанести еще более существенный урон.