Коронавирус стал поводом для многих стран мира провести колоссальный по масштабам эксперимент, в ходе которого предстоит выяснить, что будет, если большая часть населения забросит работу и будет неделями сидеть дома.
Об этом в видеоблоге заявил экономист Михаил Делягин. Он напомнил, что в мире есть определенные критерии, по которым распространение того или иного заболевания можно признавать эпидемией и пандемией. Что касается коронавируса, то здесь, исходя из установленных норм, речи не может идти даже об эпидемии, не то что о пандемии, заявил эксперт.
Делягин предложил оценивать ситуацию с заболеваемостью и смертностью на примере Германии, где выстроена слаженная система здравоохранения, сумевшая избежать оптимизаций.
«Смертность коронавируса в Германии - 0,7% (если считать без истерик и накруток), смертность ротовируса - 2,4-3,6%», - посчитал Делягин, подчеркнув, что Италию, где смертность якобы составляет 11%, для «чистоты эксперимента» брать не стоит, так как там распространена практика по возможности записывать как можно больше людей в жертвы коронавируса ради страховки.
«Так от пандемии чего мы страдаем на самом деле? Чем пандемия истерики одичалых руководителей страшнее любого заболевания», - продолжил Делягин, предположив, что эпидемия может быть идеальным прикрытием для распила средств или списания долгов – кому что востребовано.
В России главная угроза – безработица?
Применительно к России Делягин выразил опасения насчет того, что продление режима нерабочих дней до конца апреля может привести к закрытию многих компаний и разрушению экономических связей регионов. «Ущерб от прекращения хозяйственной деятельности, даже если удастся избежать разрушения экономических связей регионов, способен превысить все, что мы можем вообразить относительно последствий эпидемии», - спрогнозировал он.
«Имеет место аллергическая гиперреакция государства на проблему», - поделился своим видением ситуации Делягин.
– Сейчас у многих, потерявших работу граждан физически нет денег. Идея о том, что работодатель должен платить (отдыхающим сотрудникам) хороша. Но дело в том, что у многих работодателей нет денег по-честному. А некоторые считают: если я себе оставлю последний миллиончик, а вы там как-нибудь травку пожуете, через месяц заходите, посмотрим, если выживите. Людям реально тяжело, даже в Москве. В самом богатом городе России у многих заканчиваются деньги, – рассказал экономист.
– Ликвидируется бизнес. То есть, недельку бизнес посидел посмотрел, а что будет дальше. Но вот во многих торговых центрах разные люди говорили (перед вторым обращением президента Путина), что если это продлится еще не одну неделю, а три – у нас 30% арендаторов не вернутся. Этих бизнесов больше не будет. Сейчас рвутся хозяйственные связи. Просто невозможно сохранять торгово-посреднические схемы, производство, – заметил Делягин, заключив, что бизнесу пережить данную ситуацию будет весьма сложно.
Профсоюзы решили прижать работодателей
Одним из аргументов в пользу прогноза о вероятном банкротстве отдельных предпринимателей, оказавшихся между молотом (государства) и наковальней (собственных сотрудников) служит «боевой» настрой профсоюзов. В четверг в эфире радиостанции «Говорит Москва» председатель Федерации независимых профсоюзов Михаил Шмаков обратился к россиянам, напомнив, что работодатели обязаны им выплачивать полноценную зарплату до конца апреля.
«Никто не имеет права уволить. Если будет увольнение, то это будет прямое нарушение указа (президента)», - пояснил Шмаков. Он пригрозил: «Кто не соблюдает правила, если это частники, потеряют свой бизнес. Если это государственное предприятие, то (руководитель) потеряет навсегда своё рабочее место».
Более того, если работодатель не перевел сотрудника на удаленку или заставляет работать вопреки установленным требованиям (о закрытии, как например в Москве, ресторанов, кафе, салонов красоты), то следует обратиться с жалобой в профсоюз или сразу в Рострудинспекцию.
Таким образом, в наиболее сложной ситуации оказываются работодатели, оформляющие своих сотрудников «вбелую», которым и работать нельзя, и уволить никого нельзя, и при этом нужно всем исправно продолжать платить зарплату неизвестно из каких денег.