Вице-премьеры Максим Акимов и Дмитрий Козак поручили Минтрансу в экстренном порядке в течение одних суток отменить приказ об обязательном переводе железнодорожных вагонов с роликовых на кассетные подшипники.
Соответствующий приказ Минтранса был опубликован 25 октября 2019 года. Он предписывает компаниям сменить подшипники на вагонах к началу 2021 года. новое требование наделало много шума на рынке. Против него выступили грузоотправители, операторы, владельцы вагонов. Все, как один, стали говорить о создании искусственного дефицита вагонов и коллапса на рынке железнодорожных перевозок. Некоторые компании вовсе пригрозили уйти с российского рынка.
Проблема приказа Минтранса заключается в том, что 90% вагонов в России используют не кассетные, а роликовые подшипники. Производство подшипников в России структурировано в пропорции со спросом на внутреннем рынке.
Кассетные подшипники производятся на трех предприятиях с иностранным участием: «СКФ-Тверь» (100% принадлежат шведской компании SKF Forvaltning), «ЕПК-Бренко» (совместное предприятие ЕПК и американской Amsted Rail), «Тимкен Рус Сервис Компани» (структура американской Timken).
Уровень локализации первых двух компаний составляет 85%, у Тимкен — всего 40%.
В Совете потребителей в комментарии к приказу Минтранса отмечали, что переход на кассетные подшипники потребует около 300 млрд рублей инвестиций.
Против действий министерства выступил глава ФАС Игорь Артемьев, назвавший приказ дискриминационным. Операторы и грузовладельцы вовсе обратились с письмом к Акимов и Козаку с просьбой повлиять на Минтранс и посодействовать отмене приказа.
Помимо указанных выше сложностей они пригрозили, что из-за частичной локализации производств кассетных подшипников Россия с переходом на новые детали окажется под угрозой получить санкции и оставить отрасль совсем без подшипников.
Кроме того, подобные приказы, касающиеся частных компаний, по всем правилам должны носить рекомендательный, а не обязательный, как сейчас, характер.
На совещании 31 октября Акимов и Козак приняли решение поручить Минтрансу срочно отменить приказ.
В ходе обсуждения возникшей проблемы было констатировано, что перед публикацией нового требования по подшипникам не проводились исследования, которые бы доказывали преимущество кассетных подшипников, рассказал в интервью РБК представитель Козака Илья Джус. Кроме того, приказ противоречит принципу добровольности перехода операторов к тем или иным комплектующим.
Политический смысл публичной порки Минтранса
Автор Telegram-канала «Методичка» описал совещание Акимова и Козака с представителями компаний и Минтранса следующим сравнением: «Минтранс как нашкодившего котёнка тыкают в созданную им на ровном месте проблему».
– За последние несколько месяцев это уже не первый пример вмешательства в серьёзную бизнес-заварушку вице-премьера «решалы». Так, именно после вмешательства Дмитрия Козак буквально за несколько дней сам собой «рассосался» весь конфликт Роснефти и Транснефти, – напомнила «Методичка».
Очевидно, что с каждым разом, когда «генерал-лейтенантам» приходится лично корректировать работу министерств и крупных компаний, их авторитет растет. Подобного влияния вице-премьеров не было с времен 2008-2012 годов.
– Кризис «влияния» главы кабинета уже не устраивает существующую систему управления государством. При этом «влияние» - это не пресловутая «война башен», а ответственность, которой всеми силами старается избежать хозяин Белого дома. Выбор у Медведева простой – принять эту ответственность на себя или наблюдать, как её перераспределяют между вице-премьерами без всякого его участия, – подчеркнули в «Методичке».