Прошедшие в Москве несанкционированные митинги в поддержку незарегистрированных кандидатов многие эксперты сравнивают с «Болотной». Но с тех пор власть научилась кое-чему новому.
Болотные протесты закончились уголовными делами после столкновений участников акций с силовиками 6 мая 2012 года. Многие тогда получили по несколько лет тюремного заключения, причем часть впоследствии арестованных задерживали уже после самих митингов, отслеживая по записям наиболее активных протестантов.
Так же получилось и в случае с московскими митингами. Несколько человек уже получили свои срока: блогер Синица – 6 лет, Евгений Коваленко, бросивший в сотрудника Росгвардии мусорный бак – 3,5 года, Кирилла Жукова за поднятое забрало ОМОНовца осудили на 3 года.
Однако новшеством стали иски к организаторам и задержанным участникам акций со стороны госкомпаний и частных фирм общей суммой свыше 13 млн рублей.
В числе первых пожаловавшихся на ущерб стали «Мосгортранс» и ГБУ «Автомобильные дороги».
«Мосгортранс» 10 сентября отсудил для себя у незарегистрированных кандидатов и Алексея Навального 1,21 млн рублей. Соответствующее постановление вынес Коптевский районный суд Москвы.
С «Автомобильными дорогами» сложнее – проблемы возникли с доказательной частью. Истец представил в суд непонятную фотографию то ли помятого газона, то ли ковра, на основании чего требует от оппозиционных политиков почти 11,5 млн рублей.
Кроме того, к оппозиции подали иски еще несколько организаций: служба такси «М.Такси», ГБУ «Автомобильные дороги» и ООО «Анкор» (ресторан «Армения»).
Ответчики по искам называют происходящее сведением счетов и попыткой властей наказать неугодных рублем в дополнение статьям о нарушении правил проведения митингов.
Любовь Соболь несколько раз была оштрафована на 300 тысяч рублей (3 августа и 3 сентября) за нарушения правил проведения митинга, плюс штрафы поменьше за другие нарушения, но заметного эффекта от этого не наблюдается. Вполне вероятно, что власть, действуя посредством компаний, потенциально имеющих основания заявить об ущербе, использует этот инструмент в качестве дополнительного воздействия на недовольных. И если для Соболь, Навального или Гудкова суммы в исках могут не представлять особого неудобства, то для «рыбешки помельче» они могут стать проблемой на всю жизнь.
Во Франции портреты Макрона заставляют «покупать» за €75 тысяч
Примерно с марта 2019 года французские экоактивисты начали проникать в административные здания по всей стране и красть портреты президента страны Эммануэля Макрона. Таким образом они добиваются от властей мер по борьбе с климатическими изменениями.
«Мосгортранс» и «Автомобильные дороги» не смогли представить доказательства убытков от митинга 27 июля
Краденные портреты потом «всплывают» на различных протестных акциях, как например в конце августа во время встречи саммита G7. Тогда по улицам Байонны прошло шествие, где насчитали 128 портретов Макрона, часть из которых митингующие несли перевернутыми вверх ногами.
Сейчас подозреваемых в краже портретов Макрона судят. По всей стране насчитали около 130 таких краж. Проведено 74 обыска. Под следствием более 50 человек.
Примечательно, что воровство расценивают еще и как оскорбление государственной власти, из-за чего дела по случаям краж могут вылиться в тюремные сроки до 5 лет и штрафы в размере 75 тысяч евро. Такие наказания требуют французские прокуроры.
На днях состоялось первое слушание по делу о краже. У зала суда собрались сотни демонстрантов. Они потребовали снять с активистов все обвинения и признать их действия символическим актом гражданского неповиновения, на которое протестующие вроде как имели полное право. Но за портреты придется раскошелиться. €75 тысяч по французским меркам – вполне себе солидная сумма, которую быстро не заработать.