Несколько независимых кандидатов в депутаты Мосгордумы подписали открытое обращение к председателю ЦИК Элле Памфиловой.
Текст письма опубликовал оппозиционер Алексей Навальный. В комментарии к обращению, он назвал причины побудившие его авторов требовать вмешательства руководства ЦИК в процесс подготовки к выборам.
Навальный напомнил, что до окончания сбора подписей остаются считанные дни. 5 июля — последний день сбора подписей для самовыдвиженцев. 3-процентный барьер смогут преодолеть не все. Но часть кандидатов все же смогла набрать порядка 5 тысяч подписей.
Навальный отметил, что делать это удалось благодаря самоотверженному труду волонтеров, не жалевших себя в дождь и жару, работавших у всех на виду.
На сборе подписей препятствия для независимых кандидатов не заканчиваются. Мосгоризбиркому предстоит их проверить. Тут начинаются сложности. Навальный с уверенностью заявил, что при проверке многие подписи неправомерно забракуют, и оспорить эти решения уже вряд ли удастся. «Эти люди, чтобы вы понимали, однажды умудрились забраковать у кандидата 113% подписей. Эти люди не раз и не два браковали собственную подпись кандидата, подпись его членов семьи», - посетовал оппозиционер, прикрепив далее текст самого обращения.
В нем высказаны опасения, что многих нежелательных для действующей власти кандидатов Мосгоризбирком постарается отсеять. Инструментов для этого предостаточно.
Например, подписи массово объявляются недостоверными на основании сравнения с паспортной базой МВД России, которая часто содержит устаревшую информацию. Кроме того, приоцифровке подписных листов сотрудники избиркомов часто допускают ошибки, в результате чего часть подписей автоматически переходит в разряд «бракованных». Несмотря на то, что Конституционный суд РФ в 2016 году признал такую практику незаконной, она «продолжает широко применяться».
К экспертам-графологам тоже особого доверия нет, так как им приходится сравнивать тысячи пар подписей в короткие сроки. Иногда они отбраковывают подписи самих кандидатов и членов их семей, но при этом не несут ответственности за подобные решения. Графологи при желании могут не пропустить подпись, если там цифра 1 похожа на 7, а хвостик какой-нибудь буквы залезает на соседнее поле. Таким образом, проверка подписей превращается из анализа уровня поддержки кандидата в экзамен по каллиграфии.
Есть масса других способов признать недействительными сотни и тысячи подписей.
«Опираясь на опыт прошлых лет, многих избирательных кампаний как в Москве, так и в других регионах, мы не имеем никаких оснований сомневаться в том, что все вышеуказанные и многие другие инструменты будут применены против нашей подписей», - говорится в обращении.
В связи с вышеперечисленным независимые кандидаты потребовали, чтобы был установлен внешний контроль за работой Мосгоризбиркома, прежде всего, со стороны ЦИК.
Ввиду важности предстоящих выборов, к наблюдению за проверкой подписей следует также привлечь общественность и журналистов, отмечается в тексте обращения, после чего следуют несколько пунктов требований:
- процедура проверки должна быть публичной и прозрачной для всех кандидатов;
- процедура и стандарты проверки подписей унифицированы;
- неограниченный доступ журналистов, кандидатов и общественников на заседания избиркомов и рабочих групп, осуществляющих проверку подписей;
- разрешить представителям кандидатов следить за проверкой подписей своих конкурентов.
Под обращением к 3 июля подписались: Иван Жданов, Владимир Милов, Любовь Соболь, Константин Янкаускас, Илья Яшин.