Действующий в России Лесной кодекс называют худшим за всю историю. Но и новый может принести стране много бед.
20 мая в соответствии с поручением премьер-министра РФ Дмитрия Медведева Минприроды, Минюст, Минфин и МЭР должны представить свои предложения по разрабртке нового документа, призванного в отличие от нынешнего эффективно защитить лесное хозяйство от разграбления.
Не дожидаясь публикации конкретных предложений, экологи и специалисты в области леса заговорили об угрозе паралича отрасли со сменой законодательной базы. Об этом пишет портал Daily Storm.
Главная проблема действующего кодекса – это полная бесхозяйственность. Вырубка леса практически ведется бесконтрольно. Ранее глава Рослесхоза Иван Валентик признался, что ведомство почти не располагает информацией о лесном фонде, его качестве и количестве.
По его словам, полнота информированности Рослесхоза ограничивается 15 процентами.
Для решения этой проблемы ведомство предлагает создать госкорпорацию, которая будет монетизировать лесные богатства страны. Валентик подчеркнул, что сейчас в аренде у бизнеса находятся 70-80 млн гектаров леса, тогда как общая площадь лесов составляет 1,2 мдрд гектаров. Госкорпорация сможет зарабатывать на «бесхозном» лесе миллиарды, отметил Валентик, чем вызвал ужас экологов, представивших, что в таком случае произойдет с российскими лесами.
Не в восторге от грядущих изменений и лесопромышленники, которые с трудом представляют себе. Как будут адаптироваться к новым правилам.
Председатель комитета Госдумы по природным ресурсам Николай Николаев также уверен, что новый Лесной кодекс может стать «потрясением для отрасли». Он подчеркнул, что действующий кодекс еще не исчерпал лимит коррекции. За годы в него внесли 47 поправок, учитывающих различные аспекты.
Прежде, чем создавать новый документ, нужно понять, какие проблемы нужно решить, резюмировал Николаев.
В последние месяцы в защиту лесов звучало много предложений. Дмитрий Медведев предлагал маркировать каждое бревно. Однако по разным оценкам, такая маркировка обойдется дороже самого бревна и взвинтит цены на рынке стройматериалов.
Спикер Совфеда Валентина Матвиенко вовсе предложила радикальный вариант – временно запретить продажу древесины за рубеж. ОНФ предлагает создать систему отслеживания состояния лесного фонда через кадастровую систему, путем создания единого всероссийского реестра. Контролировать ситуацию на местах предлагают посредством дронов.
Daily Storm, подводя итог размышлениям о судьбе российских лесов, приводит мнение руководителя лесного отдела Greenpeace Алексея Ярошенко. Ярошенко уверен, что ключевая проблема сохранности лесного фонда – это регламент сдачи земель в аренду. Мелкие дельцы через подставные фирмы-однодневки скупают территории, выпиливают лес и не заботятся не то чтобы о новых насаждениях, а хотя бы об элементарной уборке. К тому моменту, когда нагрянет проверка (если нагрянет), концов, как правило, не сыскать.
Кроме того, в правилах лесовосстановления есть пункты «содействие естественному возобновлению леса» и «естественное лесовосстановление вследствие природных процессов», фактически легализующие варварское отношение к арендным территориям.