На трехсторонних переговорах с «Газпромом» и представителями Еврокомиссии о транзите газа через Украину после 2019 года «Нафтогаз» выбрал политику шантажа.
Исполнительный директор «Нафтогаза» Юрия Витренко сегодня сообщил, что компания готова снизить сумму иска к «Газпрому» по транзиту с $12 до $2 млрд в случае подписания нового контракта. Витренко пояснил, что оставшиеся $2 млрд – это расходы , которые не покрываются сейчас по текущему тарифу.
Такую сумму в счет амортизации ГТС «Нафтогаз» будет начислять для взыскания с российской компании при сохранении транзита после 2019 года. Витренко подчеркнул, что «остаточный срок» использования украинской газотранспортной системы составляет около 15 лет. Если транзит через Украину будет остановлен, Киев будет начислять «ускоренную амортизацию», пригрозил он.
Потери Украины от остановки транзита российского газа Витренко оценил в $3 млрд в год.
Министр энергетики Александр Новак в эфире телеканала «Россия-24» предложение «Нафтогаза» назвал абсурдом. Он подчеркнул, что в Москве данное предложение рассматривать не станут, так как новый иск будет касаться «тех объемов, которые якобы не будут прокачены в будущем в случае незаключения контракта».
Комментарии экспертов
Вице-президент Международной ассоциации русскоязычных адвокатов Михаил Йоффе в эфире радиостанции Sputnik выдвинутые «Нафтогазом» условия охарактеризовал, как «шантаж и вымогательство».
Он заявил, что с юридической точки зрения предложение украинской стороны можно рассматривать как принуждение к заключению договора. У «Нафтогаза» нет никаких оснований для подобных требований. Жаль, что высокопоставленные украинские представители решили общаться с Газпромом, «как простые бандиты», заключил Йоффе.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин в интервью RT напомнил, что Россия на уровне первых лиц «Газпрома» и президента неоднократно говорила о готовности сохранить транзит через Украину. Вопрос заключается в том, на каких условиях будет осуществляться транзит после 2019 года. Нынешние переговоры как раз призваны прописать минимальный объем транзита. Россия исходит из того, что с введением в эксплуатацию «Северного потока – 2» объем транзита через Украину будет неминуемо сокращаться, и заинтересована в более свободном варианте договора.
В сложившейся ситуации предложение «Нафтогаза» больше похоже на «Игру слов», нежели на поиск компромисса, отметил эксперт.