В 2019 году Красноярск примет зимнюю Универсиаду. Подготовка к мероприятию идет в течение нескольких лет, однако благодаря чиновникам из Минтранса гости поучат хороший повод пожаловаться на неразвитую инфраструктуру.
С 2013 года обсуждался проект строительства железной дороги к красноярскому аэропорту. Возможность такого сообщения с воздушной гаванью открыла бы неплохие перспективы ее развития. В России давно говорят о необходимости сместить центр притяжения из Москвы, на которую приходится 40% авиационного пассажиропотока. Красноярск в качестве альтернативного авиахаба подходит как нельзя лучше. В силу удачного географического положения аэропорт имеет хорошие шансы охватить пассажирские авиаперевозки во всю Азию.
В 2017 году президент Владимир Путин в ходе рабочей поездки в Красноярск одобрил идею железной дороги в аэропорт, которая бы связала его с Транссибирской магистралью. Естественно, одним аэроэкспрессом в данном случае довольствоваться мало, нужно строить еще и дополнительные пути для грузовых поездов.
Тогда бывший министр транспорта Максим Соколов публично усомнился в целесообразности железной дороги, указав, что по большому счету, перевозить некого – в год аэропорт принимает около 2 млн пассажиров, а значит проект будет окупаться очень долго.
Путин в ответ на критику Соколова напомнил, что ранее также говорили о проблемах окупаемости скоростной железной дороги в Сочи. Но сейчас это направление полностью загружено. Аналогичная ситуация наблюдается во Владивостоке, который буквально «ожил» после серьезных вливаний в инфраструктуру. В итоге, Владивосток стал важнейшим перевалочным пунктом для других маршрутов.
После таких слов Путина, казалось бы, вопрос о судьбе проекта был решен. Но спустя несколько месяцев Минтранс РФ «принято решение о нецелесообразности на данном этапе сооружения данного объекта (ж/д)».
Президент после такого заключения поручил правительству еще раз оценить перспективы проекта, однако до сих пор никаких подвижек нет.
Универсиада-2019 осталась без аэроэкспресса, а сам аэропорт – без перспективы прорывного развития.
Как пишет «Независимая газета», со сменой министра ничего не изменилось. Новый глава Минтранса Евгений Дитрих недавно встречался с губернатором Красноярского края Александром Уссом, но беседа не дала ощутимого результата.
Комментарий эксперта
Обозреватель Максим Кононенко назвал ситуацию с красноярским аэропортом отличным подтверждением правильности стереотипа «царь хороший, бояре плохие».
«Путин предлагает построить в Красноярске железнодорожную ветку до аэропорта. Всем хорошо: пассажирам, железнодорожникам, гостям будущей Универсиады. А министры такие: да ну вас, господин президент, там всего два миллиона пассажиров в год, невыгодно, не окупится, давайте лучше импортозаместим что-нибудь», - написал Кононенко в своем Telegram-канале.
«Причем железнодорожная ветка в аэропорт - это ведь не только аэроэкспресс. Это подвоз топлива (посмотрите, например, в Домодедово), это вывоз грузов, это само по себе увеличивает загрузку аэропорта, потому что появляется возможность этого вывоза грузов. Но министры тупо деньги считают. Гости Универсиады теперь поедут в Красноярск из аэропорта на автобусах по дороге, забитой фурами и цистернами с топливом. И будут потом писать в своих инстаграмчиках: посмотрите какие дикие эти русские. Зато у министров циферки в бюджете будут красивые», - заключил он.