Ситуация с экспертизой школьных пособий вызывает тревогу у преподавателей и специалистов.
В прошлом году глава Министерства образования и науки РФ, а ныне министр просвещения Ольга Васильева заявила, что школьные пособия необходимо унифицировать.
Она выразила уверенность, что огромное количество учебников, по которым школьникам преподают наиболее важные предметы, не оправданно в условиях, когда ЕГЭ подобно «игольному ушку» унифицирует все это «разнообразие подходов и траекторий». «Думаю, что хватило бы одной-двух сквозных предметных линеек, дополненных по мере взросления детей изучением многочисленных первоисточников», - отметила Васильева в статье от 27 июня 2017 года, опубликованной «Коммерсантом».
Тогда в поддержку Васильевой звучали аргументы, что ситуация, когда в одних школах преподают, к примеру, по учебникам Сороса, а в других – по учебникам, изданным на деньги какого-нибудь немецкого фонда в поддержку демократии и так далее, неприемлема. В результате такой неопределенности иногда получается, что российские школьники едут в Бундестаг и рассказывают там о «невинно убитых» фашистах.
Спустя более чем год после заявления Васильевой, появилась информация, что федеральный перечень школьных учебников (ФПУ) стал стремительно сокращаться. Экспертизой пособий занимается Российская академия образования, которая определяет качество предлагаемых школам учебников. Однако эта тенденция многим пришлась не по вкусу.
Журналист Николай Ковалев 4 декабря опубликовал на сайте «Эха Москвы» статью, в которой говорится, что многие учителя и эксперты бьют тревогу, указывая на угрозу развала всей системы образования в России. Так, вице-президент Академии реальной политики Сергей Соловьев уверен, что в результате сокращения числа школьных учебников «средняя школа отстанет от ведущих стран мира в качестве преподавания». Он подчеркнул, что чем дольше чиновники будут закрывать глаза на «монополизацию рынка», тем больше будет разрыв в качестве образования.
Глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева ранее обратилась к Дмитрию Медведеву с просьбой обратить внимание на планируемое сокращение ФПУ на 30%. Депутат подчеркнула, что бенефициарами подобной политики могут стать лишь отдельные компании. Она отметила, что с 2014 года бюджетные закупки у издательства «Просвещение» выросли в разы и приблизились к 70% от всех госзакупок учебников.
В подкрепление тезиса о массовом недовольстве Ковалев напоминает об опросе ВЦИОМ, согласно которому 31% респондентов заявили, что не доверяют существующей процедуре отбора учебников, а 33% оказались уверены, что в последние годы многие учебники были необоснованно забракованы.
По словам журналиста, недавно президенту России Владимиру Путину было направлено письмо от авторских коллективов нескольких крупных издательств («Просвещение, «Дрофа» и другие), в котором говорится о недоверии к результатам указанной экспертиз.
Некоторые заключения РАО, по мнению подписавших письмо, сомнительны с научной точки зрения.
Ковалев подчеркнул, что решить проблему поможет «устранение кулуарности как в составлении федерального списка учебников, так и в организации его экспертизы». Он выразил недовольство, что экспертиза пособий – это прерогатива только лишь РАО. Это, как показала практика, не способствует открытости и конкурентности экспертизы.
Он привел еще одну цитату Сергея Соловьева: «Многие учителя хотят участвовать в отборе учебных пособий, и они должны получить это право, а федеральный перечень учебников должен носить рекомендательный характер».
Школа – это не бизнес
Ольга Васильева ранее, рассуждая о воспитательной роли школы, пожаловалась на изменившийся менталитет некоторых родителей, которые почему-то «считают образование услугой», хотя это далеко не так. Она добавила, что образование и воспитание детей – важнейшее условие стабильности и процветания страны, которое нельзя отдавать на откуп законам рынка и бизнесу.