Планы правительства по дедолларизации, ранее одобренной президентом Владимиром Путиным обречены повторить судьбу деофшоризации, которая без особого успеха проводится в России с 2008 года.
Об этом пишет экономист Никита Кричевский. Он напомнил, что «доблестная российская бюрократия» обсуждает постепенный отказ от долларовых расчетов с 2014 года, когда были введены первые антироссийские санкции. «Каков результат? – Рубль подешевел почти вдвое», - отмечает эксперт.
Вчерашние слова Силуанова о некоторых параметрах дедолларизации Кричевский критиковать не стал. Он с одобрением отнесся к идеям по ослаблению контроля над рублевыми экспортерами, снижению внимания к возврату валютной выручки или ускорению возврата НДС. Однако здесь возникает другой вопрос – что мешало сделать это раньше?
Кричевский напомнил, что сейчас доллар используется в 9 из 10 операциях на валютном рынке. Валютные резервы центробанков примерно на 60% состоят из долларов, еще около 20% приходятся на евро. В 60% стран, на долю которых приходится 76% мирового ВВП, «валютный режим привязан к доллару».
Экономист напомнил, как в 2008 году Иран открыл собственную нефтяную биржу, где торговать планировалось за любые валюты, кроме доллара. На протяжении семи лет Иран реформировал законодательство под создание биржи, но затея с треском провалилась: сейчас по-прежнему большая часть оборота приходится на Нью-Йоркскую и Лондонскую биржу, которые определяют цены на нефть.
«Теперь на те же грабли (наступает) Россия», - подчеркнул Кричевский.
Далее он указал на недостатки самого рубля, а точнее на политику Центробанка, пустившего российскую национальную валюту в свободное плавание. Курс рубля сейчас сильно зависит от настроений инвесторов. Любое неосторожное слово в Вашингтоне грозит падением российской валюты. «Как в таких условиях переходить на рубль, не знают даже сумасшедшие», - резюмировал экономист.
Уход в евро не актуален, так как Россия уже сейчас торгует с ЕС за их валюту. Юань слишком привязан к доллару. Недавние сообщения о провальной закупке Центробанком юаней в первой половине 2018 года, тому подтверждение. Напомним, ЦБ потерял около $2,2 млрд из-за обесценивания юаня на фоне торговой войны с США. Во втором и третьем кварталах ЦБ вложил в юань $3,9 млрд, а в четвертом докупил еще примерно на $8 млрд. К октябрю юань упал на 9,4%, и по прогнозам, продолжит падение.
Единственным реальным результатом дедолларизации, по мнению Кричевского, станет принудительный обмен долларовых вкладов, который как ни стараются заверить в обратном Костин, Силуанов, Набиуллина и Песков наверняка произойдет. «Санкции – санкциями, но долларовые долги крупнейших госбанков никто прощать не собирается. А доллары у нас имеются как раз на вкладах», - заключил экономист.