Президентская библиотека за несколько дней до 100-летней годовщины покушения на Владимира Ленина, совершенном Фанни Каплан 30 августа 1918 года рассекретила материалы дела.
Документы с сегодняшнего дня доступны всем желающим в цифровом виде.
Материалы уголовного дела уместились на 105 листов. Содержащаяся в них информация охватывают период с 30 августа по 18 сентября 1918 года и включает свидетельские показания, фотографии следственных экспериментов, данные о состоянии здоровья Ленина, а также директивы управляющего делами Совета народных комиссаров Владимира Бонч-Бруевича.
На сайте библиотеки отмечается, что публикация материалов положит конец многочисленным спекуляциям и домыслам о покушении. Например: «пули, попавшие в Ленина, были отравленными (точнее есть мнение, что свинцовая пуля, которую не стали вытаскивать, несколько лет отравляла вождя), убийство «заказал» Яков Свердлов мечтающий занять место вождя, это была инсценировка, чтобы начать красный террор» и так далее.
Имя стрелявшей также доподлинно не известно. После покушения при ней нашли фальшивый паспорт на имя Фейги Каплан.
Напомним, из трех пуль, предназначавшихся Ленину, одна пролетела мимо (была ранена женщина), другая попала в шею, а третья застряла под лопаткой. Из шеи пулю вытащили, а вторую трогать не стали. По счастливой случайности, пули не задели жизненно важных органов.
Среди свидетельских показаний интерес представляют слова помощника военного комиссара 5-й Московской Советской пехотной дивизии Батулина, который в момент покушения находился в нескольких метрах. Он рассказывает, что после выступления на заводе Михельсона вождь в сопровождении рабочих вышел во двор. Его ждала машина, а шофер Степан Гиль уже завел мотор. В этот момент одна женщина остановила Ленина, чтобы задать ему вопрос.
Батулин пишет, что услышал три резких звука, которые поначалу принял за работу двигателя. Однако спустя доли секунды толпа вокруг вождя стала разбегаться, а сами пострадавший лежал лицом к земле. Батулин закричал: «Держите убийцу товарища Ленина!». Он «выбежал на Серпуховку» в погоне за предполагаемым злоумышленником. В тот момент он точно не знал, кого ищет. Внимание Батулина привлекла женщина с портфелем и зонтиком в руках. Он подошел к ней и спросил, как она сюда попала, на что был ответ: «А зачем Вам это нужно?». Тогда Батулин задал прямой вопрос, зачем она стреляла, и получив аналогичный предыдущему ответ, понял, что нашел террористку.
2 сентября на месте покушения прошел следственный эксперимент, фотографии которого делал Яков Юровский (руководитель расстрелом царской семьи). Фотографии к делу прилагаются.
Остальные материалы свидетельствуют о состоянии здоровья Ильича в первые часы и дни после покушения.