Российское государство за двадцать лет так и не смогло избавиться от заложенной в девяностые склонности к ограблению народа. Это обусловило особо жесткие условия, в которых россияне вынужденно встретят грядущий экономический кризис. Об этом написал в своей статье экономист Михаил Делягин.
Он констатировал, что в России в постперестроечные годы была уничтожена не вся промышленность. Удалось спасти сотни заводов, но для обеспечения независимости их нужно тысячи. Будь у России возможность как во времена индустриализации создавать сотни заводов ежегодно, система образования уже перешла на другие рельсы и вместо инженеров и квалифицированных рабочих выпускает тысячи квалифицированных потребителей, более приспособленных разносить кофе в ресторанах.
Россия оказалась между молотом западной агрессии и наковальней государства. Частью последней стали прозападные либералы и коррупционеры. Попытки соскочить с этой наковальни удаются лишь узкому кругу квалифицированных специалистов. Однако раздувание антироссийской истерии на Западе уже приводит к тому, что даже самые ярые эмигранты стали жаловаться на притеснения и дискомфорт за границей.
По мнению Делягина, надежды отдельных россиян устроиться за рубежом сейчас сродни попытке спастись на Титанике. В своей статье он выразил уверенность в неминуемом кризисе, в который войдет мировая экономика в ближайшие 2−5 лет.
Новый кризис приведет к смене капиталистической парадигмы развития, что приведет к формированию нескольких интегрированных торговых систем. Глобальный рынок распадется на макрорегионы, и Россия могла бы стать центром такого макрорегиона.
Делягин пишет, что подготовка к такому развитию событий должна заключаться в формировании «субъекта стратегических действий», который объединит не только финансовые ресурсы, но и интеллектуальные на основе патриотизма. До сих пор финансовый капитал в России фактически был «агентом Запада» со всеми вытекающими последствиями.
Угроза глобальной депрессии и распада единого рынка, по мнению экономиста, уже стала фактором разделения глобального управляющего класса и крупного бизнеса, «выделив в нем ориентирующихся» на вышеописанный сценарий развития событий. Это выражается в том, что в мировой капитал сейчас перестал быть непримиримым врагом России и все более склоняется к идее ее укрепления в интересах глобальной стабильности.
Делягин подчеркнул, что на этом этапе интересы крупного капитала и России вполне себе совпадают, чем нужно воспользоваться. Нужно убедить капитал вкладываться в развитие России, как субъекта стратегического действия.
Обществу же, Делягин в заключительной части своей статьи посоветовал «создавать низовые социальные сети для взаимопомощи и совместного (индивидуального и семейного) развития, а в условиях кризиса — и для самозащиты».