Президент Сбербанка Герман Греф направил президенту РФ Владимиру Путину письмо, где выразил обеспокоенность в связи с последствиями для нефтяной отрасли от налогового маневра.
По мнению Грефа, маневр приведет к тому, что модернизация НПЗ за счет инвестиций станет неокупаемой, отпугнет потенциальных инвесторов и приведет к тому, что Россия столкнется с дефицитом бензина на внутреннем рынке со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Напомним, задуманный правительством налоговый маневр предполагает снижение до нуля экспортных налоговых пошлин на нефть и нефтепродукты с 2019-го до 2024 года.
Вместе с тем, будет повышен налог на добычу полезных ископаемых. Российские власти таким образом рассчитывают пополнить бюджет на 1,6 трлн рублей. Стимулировать нефтяников поставлять бензин на внутренний рынок предлагается обратными акцизами (денежными компенсациями).
Как пишет РБК, Греф в первую очередь говорит об инвестициях Сбербанка. Источники агентства сообщили, что банк выдал нефтяникам кредиты на модернизацию НПЗ на сумму около 455 млрд рублей. Еще в марте 2018 года на Общественном совете Минэнерго, Греф пожаловался, что Сбербанк вкладываясь в нефтепереработку получил шанс стать владельцем большого количества НПЗ. Однако с маневром бизнес-планы модернизированных за большие средства НПЗ, «улетели просто в тартарары».
В письме президенту Греф предлагает скорректировать налоговый маневр так, чтобы НПЗ смогли безболезненно рассчитаться с кредитами. Конкретные предложения уже поступили в Минфин и Минэнерго.
В Минфине по этому поводу заявили, что опасения Грефа избыточны, так как уже сейчас НПЗ могут заключить с Минэнерго соглашение о модернизации. В случае, если после модернизации НПЗ смогут наладить выпуск бензина 5-го класса в объеме 10% и выше от всего перерабатываемого сырья, они смогут рассчитывать на отрицательный акциз.
В России модернизацией мощностей по вторичной переработке нефти занялись в 2011 году. К 2017 году было модернизировано и пущено в эксплуатацию 78 установок вторичной переработки. К 2027 году планируется ввести в эксплуатацию еще 91 установку и модернизировать 127.
Препятствием для модернизации в последние годы стала дешевая нефть, что снизило маржу в сфере нефтепереработки.
Напомним, в апреле-мае 2018 года, когда цены на бензин на российских заправках резко подскочили, в Роснефти недопоставки топлива на внутренний рынок объяснили простаиванием НПЗ из-за модернизации.