Одним из вопросов повестки дня очередного заседании Тюменской областной Думы стал отчет уполномоченного по правам ребенка об итогах деятельности в 2020 году.
В целом, ситуацию с соблюдением прав и законных интересов детей в Тюменской области региональный уполномоченный по правам ребенка Андрей Степанов оценил как положительную. Хотя отметил, что в вопросах защиты детей остается немало вопросов и проблем, которые необходимо решать. Так, все острее встает вопрос эффективности управления рисками в системе детско-взрослых семейных отношений. Решение находится на пересечении компетенций различных ведомств, а эффективность такой работы основана на четком межведомственном взаимодействии.
В Тюменской области была продолжена целенаправленная работа по улучшению положения детей и семей с детьми. В регионе сложилась устойчивая система защита законных прав и интересов детей и семей с детьми, подкрепленная региональными законодательными актами. Особое внимание уделяется профилактике социального сиротства, выработке единых подходов к вопросам поддержки всех категорий детей, внедрение новых прогрессивных форм работы с несовершеннолетними, направленными на снижение подростковой преступности и преступле6ний в отношении детей.
В 2020 в адрес уполномоченного поступило 782 обращения. В структуре обращений ведущей остается сфера социальной поддержки, но в прошлом году на лидирующие позиции вышли обращения, связанные с утратой жилья семей с детьми в связи с невозможностью или затруднениями у родителей в выплате ипотечного займа. Андрей Степанов отметил, что депутаты областной Думы этим вопросом занимались, от них поступали предложения. Он предложил разработать и установить основания для возврата средств материнского капитала при утрате права на ипотечное жилье, а также внести изменения в пункт 1 статьи 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Депутат Сергей Морев спросил, были ли среди обращений к уполномоченному жалобы на действие органов власти и местного самоуправления по поводу нарушений законных прав и интересов ребенка?
Андрей Степанов ответил, что таких обращений было немного. И в основном они были связаны с тем, что граждане считали: у них есть право на предоставление жилья от органов местного самоуправления, хотя на самом деле это было не совсем так. Вместе с ОМСУ и прокуратуры такие вопросы разъяснялись обратившимся повторно.
- Сколько обращений поступило по поводу выселения из помещений семей с несовершеннолетними детьми из-за задержки оплаты ипотечных выплат родителями? — уточнила депутат Тамара Казанцева.
Андрей Степанов пояснил, что их было 20. С каждым детально поработали, разбирались с некоторыми банками, почему они не предоставляли таким семьям ипотечные каникулы и другие формы поддержки. Были и положительные примеры, например, в региональном агентстве АИЖК долг реструктурировали, многодетная семья осталась жить в своем жилье с льготным режимом выплат. Поддержка со стороны органов власти в таких случаях хорошо ощущается.
Депутат предложила ускорить принятие изменений в ст.54-58 федерального закона об ипотеке. Сейчас этот документ находится на рассмотрении в Государственной Думе. Также надо рассмотреть возможность использования маневренного фонда для многодетных семей, которые пока не могут получить жилье или частично погашать им выплаты за съем квартиры из средств областного бюджета.
- В 2020 году в ваш адрес обратилось 10 граждан с просьбой принять участие в рассмотрении гражданских дел в судах общей юрисдикции, - подсчитал депутат Александр Лобов. — Может, органы соцзащиты в чем-то недорабатывают?
Ситуации порой бывают очень сложные, согласился Андрей Степанов. Иногда выясняется, что существуют пробелы в федеральном законодательстве, поскольку закон не может учитывать все нюансы, которые преподносит жизнь. Решение сложных ситуаций ищут совместно с департаментом соцзащиты, и такая работа приносит результат.
- В прошлом году на 25 процентов выросло количество семей с несовершеннолетними детьми, признанных малоимущими, - констатировал депутат Глеб Трубин. — если в 2019 году их было чуть больше 30 тысяч, то в 2020-м стало 43 тысячи. Какие еще необходимы меры поддержки, чтобы количество малоимущих семей с детьми сокращалось?
Андрей Степанов убежден, что чем больше будет возможностей для родителей работать, самостоятельно обеспечивать себя и детей, а не рассчитывать только на социальные субсидии, тем лучше. В регионе есть достаточное количество вакансий. Разработан и большой спектр мер поддержки семей с детьми: различные пособия, выплаты, региональный семейный капитал. Вся эта работа ведет к уменьшению числа малоимущих семей.
- Тюменская область — регион с высокой бюджетной обеспеченностью, но рождаемость в пошлом году упала. Какие могут быть еще дополнительные меры стимулирования рождаемости? — спросил депутат Михаил Селюков.
Уполномоченный уверен, что региональная часть большого национального проекта «Демография» предлагает исчерпывающий перечень мер, который позволяет переломить ситуацию. Хорошей опосредованной мерой поддержки рождаемости является и увеличение мест в детских садах, строительство школ, развитие всей инфраструктуры детства.