Реновация и бумажки о собственности, плитка и велодорожки, фестивали и парки, расширенные тротуары и платные парковки
Москва, как убеждают, удивительно похорошела при Сергее Собянине. Мэр столицы, чей статус приравнен к губернаторскому, неизменно входит в десятку лучших глав регионов России и называется аналитиками в числе возможных преемников самого президента.
Собянин никого не оставляет равнодушным: кто-то взахлеб хвалит мэра (злые языки поговаривают, что не безвозмездно, но кто ж их слушает), а кто-то не может и имени этого слышать спокойно. Но, как говорится, собаки лают, караван идет. А что собаки в данном случае – москвичи, мало кого волнует.
Деревенский мальчик
Недоброжелатели Собянина иногда называют его оленеводом. Это сущая клевета – будущий столичный мэр, конечно, вырос в деревне (и не подумайте, что в подмосковной), но ни о каких занятиях скотоводством в биографии не сказано, а профессиональных познаний в этой сложной области не замечено.
Впрочем, как пояснил Антон Носик, в случае Собянина это не профессия, не нация и не разрез глаз, а специальность, которая не предполагает знакомства с обычаями жизни европейского мегаполиса, зато подразумевается привычку обращения с окружающими как со стадом бессловесных животных. Но Носик свой анализ написал гораздо позже - о переезде в мегаполис юный Сергей вряд ли мог и мечтать.
Родился он в деревне с экзотическим названием Няксимволь, расположенной на территории нынешнего Ханты-Мансийского автономного округа. По матери Собянин - потомок уральских казаков, правнук раскулаченного георгиевского кавалера и внук старообрядца-долгожителя. Семья была по сельским меркам более чем благополучной, отец – председатель колхоза, мать – бухгалтер. Через несколько лет семья переехала в райцентр, где Собянин-старший возглавил маслозавод.
Из крестьян в пролетарии
Сергей в детстве, как говорится, звезд не хватал, учился не блестяще, зато старался. И хотел стать танкистом, но не сложилось. Сергей уехал в Кострому и поступил в вуз, который закончил с красным дипломом.
Карьера на селе его никак не привлекала, так что он стал дипломированным технологом машиностроения и поступил на местный завод, а потом вернулся в Сибирь, найдя работу на Челябинский трубопрокатный завод.
В вузе он был комсоргом, что впервые показало, что мальчик из сельской глубинки, решивший перейти в ряды пролетариата, не так уж прост, как казалось.
В 1982 году он перешел на работу в районный комитет ВЛКСМ. Как потом вспоминал, и зарплата была хорошая, и быт налажен, но вот незадача – тянуло на север. И когда подвернулась возможность вернуться, он вернулся. (Куда делась эта тяга к родным местам сейчас, неизвестно, более не похожее на Крайний Север место, чем Москва, в России найти сложно).
Гиблое место
В итоге Сергей Семенович оказался в ханты-мансийском Когалыме. В переводе это означает «гиблое место». Те, кто назвал так поселок, явно не подозревали о существовании черного золота. Когалым как раз становился одним из крупнейших нефтяных центров СССР. Там он встретил жену – уже бывшую – Ирину Рубинчик. В 2014-м после почти тридцати лет брака они неожиданно развелись – вот что Москва-то с людьми делает!
Карьера Собянина, надо сказать, развивалась довольно хаотично. Поработал запредом сельского совета народных депутатов, потом заведовал ЖКХ, затем ушел в горисполком Когалыма, а в 1988 переместился на позицию заведующего орготделом Ханты-Мансийского окружного комитета КПСС. Между делом окончил еще один институт, заочно, обретя познания в юриспруденции. И после недолгого пребывания в налоговой инспекции наконец возглавил администрацию. Произошло это в 1991 году. А в 1993-м Собянин пошел уже на регион – Ханты-Мансийский автономный округ. Сначала был замглавы администрации, а затем переквалифицировался в народные избранники, став председателем местной думы.
Собянин был патриотом родного ХМАО и даже попытался через суд добиться его независимости от Тюменской области, однако суд действующий статус региона подтвердил. Пожалуй, это оказалось одной из редких неудач начинающего, но уже успешного политика.
В городе Лужка
В 1996 году Собянин вошел в Совет Федерации – и, как не трудно догадаться, стал чаше бывать в Москве, пока еще гостем. Столицей к тому времени уже четыре года правил смешной невысокий человек в кепке по имени Юрий Лужков, Лужок, как звали его москвичи.
Он успел отстроить заново некоторые памятники, разрушенные при большевиках, активно возводил высотки, первым ввел региональные надбавки для пенсионеров-москвичей, расселял пятиэтажки, возвел наконец мемориал на Поклонной горе…
В целом на фоне других российских городов Москва выглядела отменно. Чуть позже, в 1998 году, Лужков придумал программу «Мой двор, мой подъезд», занявшись благоустройством. Как тогда поясняли, надоела разруха, оставшаяся со времен перестройки. Смешно сказать, но скромнейшие по нынешним временам планы по обустройству двориков и ремонту подъездов в начале 2000-х считались амбициозными.
Собянин в это же время занимался в Совете Федерации конституционным законодательством и судебно-правовыми вопросами (вот где юридическое образование пригодилось!) в рамках деятельность соответствующего комитета. А в начале 2000 года Собянин стал членом инициативной группы по выдвижению на пост президента России Владимира Путина. Тенденции он угадал верно, хотя, справедливости ради, ошибиться в той ситуации было бы сложно.
Москва, Москва!
В июле 2000 года Собянин стал первым замом полпреда президента в УФО, а затем переместился в кресло губернатора Тюменской области. Задача, которая стояла перед ним, была не слишком сложной – это вам не Нечерноземье какое-нибудь, чтобы ломать голову, где взять денег. Тюменская область – нефтяной регион.
Концепция России как энергетической сверхдержавы тогда была еще не сформулирована, впервые страну так назвали только в 2006-м, и до сих пор нельзя сказать, что она однозначно популярна. Но для Тюменской области искать новые источники доходов при наличии надежных старых было не так актуально, как для других российских регионов. А с нефтяниками Собянин очень хорошо ладил.
В кресле губернатора Тюменской области Собянин просидел пять лет, а потом отправился в Москву – руководить пока не городом, а президентской администрацией.
Там он сменил Дмитрия Медведева, который как раз начал свое восхождение к вершинам власти (результат Собянина пока скромнее).
С собой в Москву Собянин привез не целую команду, а одного человека – Анастасию Ракову. Про нее ходят слухи совершенно разные. Наверняка можно сказать одно – она до сих пор в команде московского мэра. А Собянин, комментируя развод с женой (про которую тоже очень много всякого говорят), попросил не лезть в его личную жизнь. Почти все журналисты сделали вид, что послушались.
Привет, Серега!
«Богатство нашей страны должно прирастать Сибирью. Как это лучше всего делать, знает только сибиряк», - отметил Владимир Путин, назначая Собянина руководителем собственной администрации.
По одной из версий, Собянина как лояльного человека рекомендовал Медведев. В сети также пишут, что Собянина к тому времени хорошо знал Путин. Даже при встречах здоровался по-свойски с тюменским губернатором – привет, Серега. И никто не знал, почему.
В пользу второй версии говорит факт, что после избрания Медведева президентом Владимир Путин забрал Собянина с собой, в правительство. Тот стал вице-премьером и руководителем аппарата.
А в 2010-м году Сергея Семеновича поставили на место Лужкова. Валили московского мастодонта долго и постепенно – и наконец, отправили-таки в отставку. Собянин был доверенным человеком, и никого не смутило, что к Москве он не имел ровным счетом никакого отношения.
Сослали в столицу?
«В России окончательно утвердилось отделение госуправления от демократии», – писали «Ведомости». В другой статье журналисты того же издания приводили слова «человека, близкого к администрации президента» о том, что для Собянина пост мэра Москвы стал своего рода ссылкой. Незаметный на первый взгляд чиновник везде пытался протолкнуть своих людей, и его даже стали считать преемником Медведева или Путина, если те вдруг не захотят выдвигаться на новый срок.
Возможно, они и ошиблись – по меньшей мере его преемник, Владимир Якушев, до мая этого года продолжал руководить Тюменской областью, а потом и вовсе вышел в министры.
В любом случае, ссылка была почетной и, как поговаривают, прибыльной.
Собянин-стайл
Собянин развернулся во всю мощь. В Москве он ведет себя, как благодетель, и эта роль нравится ему чрезвычайно. Любит парки (и себя в них), придумал Новую Москву (сразу видно – на общественном транспорте не ездил) и реализовал идею Лужкова об МЦК (чрезвычайно удачную)… Москва при нем совершенно преобразилась, и это не преувеличение. В какую сторону – второй вопрос.
Пресловутая плитка и расширенные тротуары, велодорожки и пешеходные улицы, то и дело перекрываемый ради мероприятий центр и каждый год перекладываемый асфальт, платные парковки и вечные фестивали… И бюджет, в котором на благоустройство тратится на четверть больше денег, чем на здравоохранение. Одним словом, Собянин-стайл – вечный праздник и всегда подтянутый улыбчивый мэр.
Мнение об этой лихорадочной активности, разумеется, у всех разное. Местная пресса и блогеры хвалят мэра взахлеб (говорят, не бесплатно), о недовольстве можно узнать из соцсетей и разговоров, а также из расследований оппозиционеров, которые сообщают о завышенных ценах при госзакупках, об откатах и прочих возможных махинациях.
Претензий со стороны правоохранительных органов к мэру не поступало.
Война на порабощение?
Список претензий к Собянину чрезвычайно велик. Здесь и пресловутая ночь длинных ковшей (именно тогда Собянин употребил выражение «бумажки о собственности»), и скандальная реновация, и вечно перекопанные улицы – как грустно шутят москвичи, клад ищут. Лужковский. Не нашли пока…
Последний из многочисленных скандалов, связанный с реальной, а не с плакатной деятельностью Собянина, вспыхнул совсем недавно. В Кунцево жители десятков пятиэтажек узнали, что их дома снесут и возведут высотный квартал. Почему? А потому что.
«Конфликты жителей Москвы с властями и застройщиками — это война не на истребление, но на порабощение», — откликнулись «Ведомости».
Жители Кунцево политических требований не выдвигают, но борются с ними уже прямо как с митингами Навального. Который, кстати, был главным противником Собянина на выборах 2013 года. Судя по всему, такое развлечение столичному градоначальнику не очень понравилось, и в 2018 политическое пространство тщательно зачистили. Преодолеть пресловутый муниципальный барьер кандидаты от оппозиции не смогли.
Результат Собянина был вполне победным, но не чрезмерным – около 70 процентов голосов. Явка, правда, получилась традиционно низкой, до избирательных участков дошли не более трети москвичей. Но, положа руку на сердце, кого это всерьез волнует? «Экзамен выдержал», — прокомментировал Собянин свой результат.
Собянина в президенты?
Собянина аналитики считают одним из возможных преемников Путина. Как недавно выяснили специалисты Левада-центра, россияне с аналитиками не согласны.
Правда, автор исследования Денис Волков сразу же пояснил – мол, ничего удивительного, его ж в таком качестве никто и не рассматривал! Политолог Александр Пожалов поддержал – москвичи видят в Собянине надежного соратника Путина.
И в этом, наверное, действительно никто не сомневается.
Уже через пять лет ТАСС констатировал: «Собянин привык к москвичам, и они к нему привыкли». Ну разумеется. Куда ж деваться с этого фрегата.