Николай Николаев - депутат Госдумы, председатель комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. По данным СМИ, активно продвигал идею запрета на вылов омуля и реновации Москвы, занимается природоохранным законодательством и защитой прав обманутых дольщиков.
Юноша из Ташкента
Николай Петрович Николаев родился в Москве 2 апреля 1970 года. О его детстве практически ничего не известно. Он, как полагается, отслужил два года в армии, еще советской, с 1988 по 1990-й, когда СССР уже близился к распаду.
Как именно в жизни юноши с более чем распространенным именем и фамилией возник город Ташкент, неизвестно также. Сам Николай Петрович, похоже, вспоминать о пребывании в Узбекистане не любит, даже не указывает в биографии на своем сайте первое образование. Николаев изучал экономику в Ташкентском автодорожном институте, который благополучно окончил в 1997 году.
Однако на портале указано только второе образование, полученное аж в 2014-м и не имеющее никакого отношения к его деятельности как депутата. В Православном институте святого Иоанна Богослова в Москве Николаев приобрел специальность «религиеведение».
Николаев, как написано все на том же сайте, в 1991-1994 годах занимался бизнесом, судя по формулировке, без громких успехов. А затем ему повезло – еще не будучи дипломированным специалистом, он устроился в еженедельник «Бизнес Вестник Востока» (Financial Times East-European Insurance Report) корреспондентом по центральноазиатскому региону. Затем поработал в журнале «Компания», тоже корреспондентом, по странам СНГ в целом.
Между страхованием и пиаром
Когда именно предприимчивый молодой человек окончательно перебрался из Ташкента, где русским после распада СССР было, мягко говоря, неуютно, в столицу России, точно неизвестно. Известно только, что журналистика оказалась не его стезей.
Николаев ушел в страховой бизнес, вырос от начальника отдела до руководителя управления в одной компании, потом стал советником президента другой. В 2002 году он уже руководитель управления по связям с общественностью Всероссийского союза страховщиков. Потом стал заместителем гендиректора еще одной фирмы и, наконец, в 2003 году основал собственную коммуникационную группу «АМСКОМ». Она просуществовала шесть лет и занималась все теми же связями с общественностью.
Со связями у самого Николаева все было уже в порядке. В 2008 году он впервые проявил себя не только как бизнесмен, но и как меценат православного толка, став одним из учредителей благотворительного фонда святителя Спиридона Тримифунтского.
Как попасть на фронт
В 2010 Николаев стал членом президиума НР «ОПОРА» - именно это некоммерческое партнерство учредило в 2002 году Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России». В следующем году его назначили ответственным за пропаганду – точнее говоря, поставили руководить комитетом по пропаганде предпринимательской деятельности.
Затем он поднялся до вице-президента организации, а в 2014 году «пошел на фронт» – в Общероссийский народный фронт, где вошел в Центральный штаб и возглавил Центр независимого мониторинга исполнения указов президента «Народная экспертиза» ОНФ, прежде всего знаменитых майских – о повышении зарплат, качества жизни и других принципиальных вопросах. Сотрудники во главе с Николаевым выявляли проблемы и писали доклады наверх.
Мониторинг, правда, выходил странным - так, на сайте Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ в 2015 году появилась критическая статья об особенностях методики сотрудников центра. Выводы (неутешительные) те сделали на основе опроса, проведенного в 30 регионах России (всего их 85), а экспертов – так исследователи торжественно именовали председателей ТСЖ и советов многоквартирных домов – оказалось лишь 113.
«С социологической точки зрения, опросить в субъектах Российской Федерации, и то только в трети, по одному (!) председателю совета многоквартирного дома - это нонсенс. Не таким должен быть мониторинг Указов Президента, совсем не таким…», - сетовал коллега Николаева, эксперт отделения ОНФ в Нижнем Новгороде Александр Рыжов.
Координатором этого ведомства.. простите, службы общественного контроля Николаев остается до сих пор, хотя кресло директора уступил коллеге. По уважительной причине – карьера активиста сделала закономерный поворот, когда Николаев ушел в Госдуму.
За экологию, реновацию и обманутых дольщиков
В 2016 году Николаев стал депутатом Госдумы от Иркутской области в составе федерального списка кандидатов, выдвинутых «Единой Россией». На новом месте он тоже был успешен – выдвинулся в председатели комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, продвигал лесную амнистию, выступал по проблеме обманутых дольщиков и даже отметился в деле реновации отдельно взятого мегаполиса.
Иркутяне, правда, удивлялись – вроде бы депутат считается от их региона, а проблемы все сплошь общенациональные и популярные. Собственно, Николаев до избрания к Иркутску отношения никакого и не имел – разве что, как активист ОНФ, содействовал передаче Газпромом водноспортивного комплекса «Солнечный» в собственность региона. Зато после занялся-таки проблемами области, в том числе связанными с озером Байкал. В активе Николаева немало инициатив, принесших ему известность.
Но самой громкой, пожалуй, стал запрет на вылов легендарного омуля.
Дело об омуле
В августе 2017 года в «Парламентской газете» появилась статья о новой инициативе депутата Николая Николаева. Он предложил минимум на шесть лет приостановить вылов омуля. Спустя два месяца запрет вступил в силу.
Байкальский омуль считается деликатесом. Его с удовольствием покупали как туристы, так и местные жители. В 21 веке число гурманов увеличилось, а количество омуля в силу объективных причин начало сокращаться. В итоге и был введен запрет на вылов этого вида рыбы – и в промышленных масштабах, и любителями.
Николаев был одним из «застрельщиков» закона, а против в частности выступали губернатор Иркутской области и коллега Николаева по Госдуме Михаил Щапов, которые опасались, что запрет на вылов омуля скажется на людях, которые лишатся работы. В конце 2017 года Николаев в интервью «Irkutskmedia» констатировал, что этого не произошло. То есть, безработица-то есть, только вот омуля ловили неофициально. Альтернативы в виде официального места работы народный избранник рыбакам, правда, не предложил. В том числе и молодежи, которую, как говорили, специально брали в бригады, чтобы по улицам не болтались и бездельем не маялись. Теперь социально полезной практике пришел конец.
Я не я…
Что интересно, сам Николаев теперь видит свою роль во вводе запрета несколько иначе. 16 октября 2018 года он написал в Facebook, что запрет ввели решением правительства, на основании научных данных, и решение это согласовано и подписано губернатором Иркутской области Сергеем Левченко. А депутат, как выходит, и вовсе ни при чем.
Удивленные журналисты ИА "Альтаир" в специальной статье хронологию событий восстановили, напомнив, что Левченко, по собственным словам Николаева, как раз был против, но не подчиниться федеральному центру не имел права.
Да правда что ли?
После успеха с запретом на вылов омуля Николаев взялся за охрану природы в полную силу. Он занимается проблемами охоты и рыболовства, основал недавно с коллегами "Межрегиональное природоохранное общество" и вообще трудится на ниве природоохранного законодательства пополам с попытками решить проблему обманутых дольщиков.
А в телеграм-каналах уже опубликовали слух, что российский премьер недоволен работой Дмитрия Кобылкина, который после переизбрания Владимира Путина президентом стал министром природных ресурсов и экологии. И якобы Дмитрий Медведев намерен поменять главу ведомства как раз на Николая Николаева.
Телеграм-каналам верить – себя не уважать, однако несомненно одно. Активность Николаева на ниве законотворчества уже принесла ему известность, пусть не всегда положительную. А значит, и дальнейший карьерный рост вовсе не исключен.