С 2015 года в Челябинской области закрылось три учреждения для детей-сирот. Их бывшие воспитанники теперь живут в семьях – кто-то в приемных, а кто-то и в родных. А опустевшие детдома превращаются в детские сады.
«Когда мы для себя два года назад это решение принимали, у нас очень хорошо пошел проект по устройству детей-сирот в приемные семьи, - заявил губернатор Челябинской области Борис Дубровский. - Очевидно, что это совсем другой уровень социальной адаптации, они более подготовленными выходят во взрослый мир в таком случае, а для государства это возможность использовать опустевшие площади для других социально значимых целей, например, для организации детских садов».
Сейчас в Челябинской области на учете в органах социальной защиты стоит 14 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них устроены в семьи, только в 2015 году новый дом обрели 2,5 тысячи человек. За последние два года банк данных сирот удалось сократить на 27 процентов.
В детских домах продолжают жить около трех тысяч воспитанников, и каждому из них специалисты продолжают искать родителей.
Снова в школу
Число сирот, воспитывающихся в казенных учреждениях, в Челябинской области сокращается, как и по всей России. Как отмечают специалисты, этому способствуют несколько форм работы, и прежде всего школы приемного родителя, которые существуют в каждом регионе. С 2014 года подготовку прошли более 2,5 тысячи семей. Именно учеба в школе позволяет родителям определиться, действительно ли они готовы взять в семью приемного ребенка.
Как отметила в интервью корреспонденту Infox.Ru руководитель благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская, пока система не идеальна. Даже в соседних районах уровень школ может быть разным, а утвержденная минобром программа очень общая, там фактически перечислены только темы. Но тем не менее школы приемных родителей уже стали необходимым элементом подготовки устройства детей в семью.
«Спрос рождает предложение, уже родители постепенно начинают сами разбираться в вопросе, выбирать одну школу, а не другую, обмениваться информацией об их качестве. И теперь, мне кажется, ситуация выправляется, - подчеркнула Елена Альшанская. - Но очень важно, чтобы появились специальности, связанные со сферой семейного устройства вузовские, серьезные программы повышения квалификации для тех, кто обучает приемных родителей».
Однако каким бы качественным ни было образование, все возникающие в процессе воспитания ребенка ситуации предусмотреть невозможно. В Челябинской области работает круглосуточный телефон доверия для приемных родителей. Действует областной центр социальной защиты «Семья». А при министерстве социальных отношений создана рабочая группа, в состав которой вошли активисты из числа приемных родителей. Именно им лучше всего известно, какие проблемы возникают в бытовой жизни с приемными детьми и чем именно необходимо помочь людям, решившимся взять ребенка.
«Это вполне может быть эффективно, - отметила Елена Альшанская. - Конечно, сообщество приемных родителей очень терапевтично, очень они часто сами являются взаимным сопровождением и поддержкой, особенно если центры, где сопровождают приемные семьи, отсутствуют или работают не очень хорошо. Создание подобной рабочей группы при региональном министерстве – очень хорошая идея».
«Мы с тобой одной крови»
Детских домов как таковых в Челябинской области уже нет - есть центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в которых созданы отделения содействия семейному устройству, коррекции и реабилитации и постинтернатовского сопровождения. Перепрофилирование – не просто смена вывески, теперь у специалистов куда больше возможностей для помощи не только детям, но и их родителям. Ведь большинство сирот сейчас – социальные. И прежде всего необходимо не найти ребенку приемную семью, а разобраться, что происходит в родной. Если кровный родитель хочет, но не может воспитывать ребенка, в дело вмешивается государство. И иногда совместные усилия дают результат – сын или дочь возвращаются к взявшимся за ум мамам и папам.
«Уже давно понятно, что никогда не получится устроить всех детей в замещающие семьи, и по большому счету решение проблемы сиротства не кроется в интенсивном развитии одного лишь этого института, - заявила Infox.Ru директор благотворительного фонда «Дети наши» Варвара Пензова. - Одновременно с этим нужно вести работу по реабилитации кровных семей воспитанников учреждений для детей-сирот. Часть детей можно вернуть домой, если оказать грамотную социально-психологическую поддержку их родным родителям. А самое главное, что нужно делать – это остановить «приток» новых детей в учреждения для детей-сирот. И сделать это можно через развитие услуг по профилактике социального сиротства. Это гораздо экономичнее для государства – не содержать целые учреждения, где воспитываются дети-сироты, и не придумывать новые и новые космические выплаты, а организовать работу нескольких специалистов, которые будут работать с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, с главной целью – помочь семье выбраться из кризиса и не допустить изъятия ребенка».
Лишение родительских прав – мера, которая применяется в случаях, когда по каким-то причинам родители не в состоянии должным образом заботиться о ребенке. Зачастую проблема кроется в алкоголе. Но иногда крайняя мера действует отрезвляюще. Опомнившимся матерям и отцам специалисты готовы оказать любую помощь. Поддержат в лечении от алкоголизма, помогут с трудоустройством. И если становится ясно, что родители действительно хотят вернуть ребенка, идут в суд – с иском о восстановлении родительских прав. 16 процентов детей в итоге возвращаются обратно в кровную семью.
Меры поддержки – за и против
В Челябинской области разработана целая система мер по социальной поддержке замещающих семей. В 2017 году на эти цели из областного будет направлено в общей сложности 1 миллиард 157 миллионов 450 тысяч рублей. Опекунам и приемным родителям выплачивается пособие, которое по инициативе губернатора с первого января увеличится с 5 до 7,5 тысячи рублей.
В прошлом году появились дополнительные меры для тех, кто готов принять на воспитание «непопулярных» детей – старше 10 лет, инвалидов, а также братьев и сестер. Ожидается, что благодаря такой поддержке еще десять процентов детей смогут обрести настоящий дом.
«К сожалению, эти дети наименее востребованы приемными семьями, - пояснила министр социальных отношений Челябинской области Татьяна Никитина. – Поэтому, чтобы поддержать будущих родителей, разработаны три меры социальной поддержки. Первая мера – это единовременная выплата в размере 100 тысяч рублей. Вторая очень хорошая мера поддержки – субсидия на приобретение жилья для тех граждан, которые будут усыновлять (удочерять) детей. И они могут ей распорядиться по своему усмотрению: либо купить жилье ребенку, либо улучшить свои жилищные условия. Третья мера поддержки предусмотрена для тех, кто пожелает взять пять и более детей, такие семьи могут претендовать на квартиру, которую будет приобретать министерство социальных отношений. Жилье будет находиться в специализированном жилищном фонде».
Единого мнения по поводу оказания материальной помощи замещающим семьям в России нет. Многие опасаются, что основным мотивом принятия ребенка в семью при наличии значимых льгот окажется желание получить дополнительный источник дохода или улучшить жилищные условия.
«К сожалению, выплаты, позволяя увеличить число устройств детей в семьи, не работают на то, чтобы делать это эффективно, и никак не защищают детей от повторного возврата в детский дом после реализации льгот, - считает директор благотворительного фонда «Дети наши» Варвара Пензова. - Механизм выплат только поддерживает негативную реакцию общества на приемных родителей – «взяли из-за денег», что также не способствует развитию института приемных семей».
Ее коллега, Елена Альшанская, не столь категорична. «Это приятно приемным семьям, что у них есть возможность улучшить свои жилищные условия или получать какую-то денежную сумму. Но мы должны в первую очередь понимать, кого мы стимулируем, насколько людям созданы условия для того, чтобы они справлялись с этой ситуацией, насколько они информированы, насколько хорошо они подготовлены к приему ребенка, насколько сопровождаются после приема в семью ребенка», - отмечает эксперт.
Основной мерой стимуляции должно стать выстраивание и совершенствование инфраструктуры подготовки и поддержки, постоянное повышение квалификации специалистов, которые ведут сопровождение приемных семей, наличие обратной связи для родителей. А материальная поддержка может стать весомым аргументом для тех, кто и хотел бы взять на воспитание нескольких детей, к примеру братьев и сестер, но не в состоянии создать для них приемлемые бытовые условия.
«Людей, замотивированных на прием детей, которые готовы это делать не только ради материальных благ, намного больше, чем нам кажется. И наверняка решение жилищных проблем для кого-то даст возможность, например, взять больше детей, стать приемным родителем не одному, а троим», - уверена Елена Альшанская.
Каждый ребенок должен обрести дом
Два месяца назад Челябинская область присоединилась к социальному проекту ГРК «Радио России» «Детский вопрос». Уже первый рейс «Поезда надежды», пассажирами которого стали восемь семей из Москвы и Московской области, Тюмени и Сургута, Краснодарского края и республики Адыгея, дал хороший результат – новых родителей обрели девять детей из государственных учреждений региона.
«Особенность «Поезда Надежды» в том, что он нацелен на тех детей, которых не легко устроить в семью – это дети старше 10 лет, дети, имеющие братьев и сестер, дети с ограничениями в здоровье, - заявила министр социальных отношений Челябинской области Татьяна Никитина. - Именно такая категория детей и проживает сейчас в детских домах, но мы над этим очень тщательно работаем, ищем механизмы, чтобы каждый из них нашел своих родителей».
Проблему сиротства можно решить только совместными усилиями специалистов и людей, готовых поделиться с обездоленными детьми теплом своего сердца. Ищутся все новые и новые возможности для устройства ребят в семьи.
И эта работа дает результат. За первые полгода 2016-го года в Челябинской области семью обрели более тысячи детей, оставшихся без попечения родителей.