Матрос Дмитрий Гробов показал следователям во время допроса, как он нажал на кнопку включения лодочной объемной химзащиты на АПЛ «Нерпа». Сослуживцы не исключают, что он оговорил себя. Второй подозреваемый -- вахтенный АПЛ Алексей Васильев, тоже задержан.
Следственный комитет при прокуратуре России выступил с новым заявлением в связи с мнением правозащитников о том, что подозреваемый матрос АПЛ «Нерпа» взял вину на себя под давлением следствия.
«Выводов о его виновности следствие не делало», -- подчеркивают в СКП России. Пока Дмитрий Гробов (имя подозреваемого раскрыла «Комсомольская правда») является подозреваемым. В отношении него возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 109 УК России(причинение смерти по неосторожности двум и более лицам). Соответствующее постановление было направлено в прокуратуру Тихоокеанского флота, который признал документ законным и обоснованным, отметили в СКП.
«Перед началом следственных действий проведено медицинское освидетельствование подозреваемого, по заключению которого он здоров и может участвовать в следственных действиях, -- отметили в Следственном комитете. -- Допрос подозреваемого матроса проводился в точном соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства и в присутствии адвоката».
Как отметили в СКП, после допроса была проведена проверка показаний на месте, где подозреваемый воспроизвел в присутствии понятых и с участием специалиста и своего защитника все действия, которые были совершены матросом на подводной лодке в момент трагедии.
«Следователи военно-следственного управления СКП установили лицо, несанкционированно, без всяких на то оснований, включившее систему пожаротушения на АПЛ. Это один из матросов экипажа, он уже дал признательные показания», -- заявил утром в четверг официальный представитель СКП Владимир Маркин. Матросу, которого следствие считает виновным в трагедии, грозит до 7 лет тюрьмы.
Как сообщает «Комсомольская правда», подозреваемый -- матрос Дмитрий Гробов. Газета утверждает, что матрос якобы случайно набрал сочетание символов и подобрал нужный код, от которого сработала противопожарная система.
«Кроме того, в рамках уголовного дела, возбужденного по ст. 352 УК России (нарушение правил кораблевождения), выясняется роль и степень вины должностных лиц, как гражданских, так и военнослужащих, в случившейся трагедии и гибели людей», -- говорится в сообщении СКП.
Более того, как сообщает "Российская газета", после Гробова был задержан еще один подозреваемый. Прямо на похоронах погибших моряков был задержан еще один вахтенный – Алексей Васильев. Подтверждения этой информации у правоохранительных органов пока получить не удалось.
Однако офицеры-подводники и правозащитники заявляют, что выводы о виновниках аварии на подлодке делать преждевременно. Один из офицеров подводной лодки «Нерпа» характеризует своего сослуживца как опытного подводника с многолетним стажем. «Мы не верим, что он мог специально или случайно включить ЛОХ (лодочная объемная химическая защита. – Infox.ru). Я давно с ним служу -- с 2003 года. Он не новичок. Грамотный специалист. Не первый год служит на флоте», -- сообщил агентству «Интерфакс» один из членов экипажа «Нерпы». Он подчеркнул, что хорошо знает обвиняемого: «Мы дружим семьями. Наши дети растут вместе».
По его словам, подводник, который подозревается в том, что он запустил систему пожаротушения подводной лодки, в результате чего погибли 20 человек, прибыл в Приморье с Камчатки, где служил на АПЛ. «Мы не верим, что он виноват, и опасаемся, что признание он мог дать под давлением», -- отметил офицер. «Его увезли еще вчера на допрос, и до сих пор он не вернулся», -- сказал подводник.
В Общественной палате России тоже встревожены поспешностью следствия, объявившего матроса виновным в ЧП, и намерены контролировать действия следователей. «Вызывает определенное беспокойство тот факт, что Следственный комитет так быстро определился с виновным в этой трагедии», -- заявил в четверг глава профильной комиссии ОП РФ адвокат Анатолий Кучерена. Он отметил, что «закон предусматривает проведение тщательного всестороннего расследования, сбора доказательств, вину же подозреваемых может подтвердить только суд».
Как считает Кучерена, «есть опасность появления тенденциозности в ходе следствия». «Виновник трагедии уже объявлен. А как же роль должностных лиц, которые должны были обеспечить исполнение всех требований эксплуатации военного судна?» -- заявил Кучерена.
Матрос не мог включить ЛОХ
По неофициальным данным, на борту подлодки была установлена система пожаротушения «Молибден», изготовленная на предприятии НПО «Аврора». Система предполагает пуск ЛОХ как с центрального поста, расположенного во втором отсеке АПЛ, так и с локального пульта, установленного в каждом из отсеков подлодки. Подать газ может либо вахтенный инженер-механик, либо командир отсека, но никак не обычный матрос-контрактник -- это запрещено уставом. Кроме того, по мнению экспертов, среди тех, кто мог взять управление системой ЛОХ, могли оказаться разработчики «Молибдена». Впрочем, в НПО «Аврора» от официальных комментариев по этому поводу воздерживаются.
Общественная палата России потребовала от СКП детально изучить все версии -- возможный компьютерный сбой автоматической противопожарной системы, ошибки в проектировании АПЛ и «человеческий фактор».
Напомним, что 20 членов экипажа и гражданских лиц АПЛ «Нерпа» задохнулись в двух отсеках подводной лодки в минувшую субботу, когда несанкционированно сработала система пожаротушения ЛОХ. Согласно данным ВМФ России, пожара на борту АПЛ не было. Помещния подлодки заполнил фреон, и 17 гражданских специалистов и трое военнослужащих не успели надеть портативные дыхательные аппараты.