Плохая погода и неисправность одного из аппаратов «Мир» не позволили продолжить погружения на Байкале в том районе, где раньше нашлись остатки железнодорожного состава. Тем временем руководитель экспедиции Артур Чилингаров сообщает о вероятном возвращении ученых на Байкал в следующем году.
Глубоководные аппараты «Мир-1» и «Мир-2» не смогли из-за сильного ветра и большой волны провести погружения на юге Байкала, где планировалось обследовать фрагменты вагонов времен Гражданской войны. Об этом рассказал исполнительный директор Фонда содействия сохранению озера Байкал Роман Афонин, передает РИА «Новости».
«Погружения не состоялись из сильного ветра, до 17 м/с, и волны до 2 м. Сейчас баржа, на которой базируются «Миры», возвращается в поселок Никола в Иркутской области», -- рассказал Афонин. По его словам, в случае хорошей погоды «Миры» будут погружаться в субботу.
В пятницу планировалось провести погружения в районе мыса Баклан недалеко от железнодорожной станции Маритуй. В этом районе, как считают специалисты, во время Гражданской войны несколько раз сходили с рельсов поезда. В частности, планировались завершающие погружения экспедиции в том месте, где ранее найдены останки вагонов поезда предположительно времен Гражданской войны, в которых могло бы быть золото Белой армии.
«Мир» нуждается в ремонте
Между тем президент фонда -- российский ученый и исследователь, член-корреспондент РАН Артур Чилингаров рассказал, что погружения на Байкале откладываются из-за выхода из строя одного из глубоководных аппаратов, передает «Интерфакс».
«Мы вышли в точку, где было запланировано погружение, но обнаружили, что один аппарат неисправен, устал. Я принял решение, что нам нужно вернуться на базу в Листвянку и отремонтировать «Мир». Погружаться на одном аппарате сейчас небезопасно. Осенний Байкал непредсказуем, дует сильный ветер», -- отметил Чилингаров.
Он добавил, что специально прилетел в Иркутск, чтобы завершить экспедицию, вызвавшую большой интерес как в научном мире, так и у широкой общественности. «Несмотря на то что экспедиция «Миры» на Байкале» была запланирована как двухлетний проект и должна была в эти дни завершиться, считаю, что исследования Байкала надо продолжить и в следующем году. С таким предложением мы обратимся в правительство страны и Российскую академию наук», -- заявил Чилингаров.
Золото Колчака
Ранее стало известно, что «Миры» провели погружения на Южном Байкале, вблизи 90-го километра Кругобайкальской железной дороги. На глубине около 700 м обнаружены остатки вагонов железнодорожного состава предположительно времен Гражданской войны. Пилот аппарата «Мир-2» Евгений Черняев сообщил, что найдены обломки вагона, у которого вся рама смята. «Видно дверцу с окном, а если подниматься выше, то видны части -- то ли крыша, то ли боковая обшивка», -- сообщил Черняев.
Детали конструкций, которые удалось поднять на поверхность, предварительно определены как обломки железнодорожных вагонов и ящиков начала ХХ века, но содержимое перевозимых ящиков обнаружить пока не удалось. «Интрига сохраняется, потому что нельзя пока с точностью сказать, есть тут золото Колчака или его не было никогда. На сегодня этот вопрос остается открытым», -- сообщил директор Фонда содействия сохранению озера Байкал Баир Цыренов.
Экспедиция
Создателями программы исследования глубин Байкала стали три института РАН -- Институт Океанологии им. П. П. Ширшова (Москва), Иркутский лимнологический институт, Байкальский институт природопользования (Улан-Удэ). Научно-исследовательская экспедиция «Миры» на Байкале» подготовила программу научных исследований озера Байкал, большинство из которых возможно выполнить только с использованием глубоководных обитаемых аппаратов «Мир», сообщается на сайте Фонда содействия сохранению озера Байкал. Возглавляет экспедицию, начавшуюся еще в прошлом году, Артур Чилингаров.
Цели экспедиции -- сбор научной информации и использование полученных данных в прогнозировании различных природных процессов. Аппараты должны погружаться на максимальные глубины, исследовать места выхода подводных гидротерм и грязевых вулканов. «Миры» исследуют дно Баргузинского залива и сочленение Академического хребта и полуострова Святой Нос, должны получить точные данные о тектонических процессах на дне озера, состоянии береговой линии и точной глубине озера. Помимо этого «Миры» занимаются исследованием углеводородов Байкала и определением их запасов.
24 июля прошлого года успешно прошли первые технические погружения аппаратов «Мир-1» и «Мир-2», которые были спущены на воду с судна специального назначения «Метрополия». 29 июля в самом глубоком месте озера Байкал, между островом Ольхон и полуостровом Святой Нос, состоялись первые научно-исследовательские погружения «Миров». «Мир-1» достиг дна озера Байкал на глубине 1580 м.
В ходе следующих погружений «Миров» в Баргузинском заливе проведено изучение геологического строения дна озера Байкал, а в донных отложениях обнаружен новый вид байкальской планарии (разновидность плоских червей), обитающий на больших глубинах. Также в ходе очередных погружений южнее выхода из Баргузинского залива на глубине около 850 м ученые нашли место, из которого в озеро попадает нефть.
В нынешнем году погружения продолжились. Появились новые обоснования предположения того, что возраст Байкала может составлять не 25 млн лет, как считается, а всего 6-8 тыс. лет. При этом рифтовая структура Байкала формировалась миллионы лет, но наполнение водой байкальского ложа произошло совсем недавно.
«Миры» подняли со дна озера 5 кг газогидратов. Участники экспедиции опустились на рекордную отметку 1640 м.