Физиологи выяснили, что младенцы мысленно пробуют произносить слова задолго до того, как они начинают разговаривать вслух. Открытие доказывает, что дети должны как можно чаще слушать звуки человеческой речи уже на первых месяцах жизни.
Результаты исследования, проведенного американскими учеными из Вашингтонского университета, опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Усвоение детьми речевых навыков, несмотря на важность этого процесса, до сих пор остается плохо изученным с точки зрения нейрофизиологии. Чтобы понять, что же происходит в мозгу у младенцев перед тем, как они начинают говорить, авторы статьи провели эксперимент с 57 американскими грудничками двух возрастных групп - 7-месячными и 11-12 месячными.
В ходе опытов младенцам давали прослушать аудиозапись с отдельными слогами родной для них английской речи и со слогами, типичными для испанского языка. В это время с помощью безопасного сканера ученые записывали магнитоэнцефалограмму их мозга. По ней физиологи отслеживали, как у младенцев активируется височная верхняя извилина, ответственная за восприятие речи, а также центр Брока и мозжечок, которые отвечают за моторную организацию речи (выговаривание слов).
Выяснилось, что мозговая активность 7-месячных младенцев была одной и той же вне зависимости от того, звуки какого языка они слушали. У более же старших детей при прослушивании родной речи сильнее активизировались участки мозга, ответственные за распознавание аудиосигналов, а при прослушивании звуков незнакомого языка сильнее включались зоны мозга, связанные с моторной стороной речи.
Похожая картина наблюдается и у взрослых людей - когда мы сталкиваемся с необычно звучащими словами, наш мозг сразу же начинает «просчитывать», какие движения рта необходимы для их произнесения. По мнению ученых, открытие доказывает - моторные зоны мозга младенцев активно «репетируют» произнесение слов еще до того, как они делают первые попытки произнести их вслух.