Государственные учреждения все чаще обращаются к социальным службам при подборе персонала. России такая практика пока не касается.
Так, по информации Los Angeles Times, американские суды подбирают состав коллегии присяжных, основываясь в том числе на доступных в социальных сетях материалах. «У нас действительно появляется возможность узнать, что представляет собой человек», -- рассказал консультант одного из калифорнийских судов Маршалл Хэннингтон. Он уже более 30 лет занимается подбором кандидатов в присяжные.
Он и его коллеги просматривают профили потенциальных присяжных на Facebook и MySpace.
Анализ этих данных включает составление психологического портрета кандидата, основываясь на информации о его увлечениях, политических предпочтениях, благосостоянии и манеры общаться в интернете.
В век социальных и файлообменных сетей, многопользовательских интернет-игр и блогов интернет представляет собой целый кладезь данных о разных людях, которые все чаще стараются использовать государственные и иные структуры при подборе персонала. Ранее, чтобы навести справки о кандидате, часто приходилось заниматься опросом соседей и друзей. Теперь по одним только доступным в интернете данным можно понять, что представляет собой человек.
«Я хочу знать, какой точки зрения присяжный придерживается в основных вопросах жизни», -- подчеркивает Хэннингтон.
Несмотря на то что только около 10% людей имеют сейчас профиль в социальных сетях, эта цифра постоянно растет, становясь все более важным источником информации для консультантов судов.
Коллега Хэннингтона Линда Морено рассказала, что во время подбора присяжных к одному из дел разослала по почте 550 кандидатам анкету, состоящую из 100 вопросов. В результате она выбрала нужное число людей, однако от одного из них отказалась только после того, как проверила данные о нем через интернет. Выяснилось, что он был недавно уволен с места чиновника и находился под следствием.
Британские власти активно прибегают к использованию и социальных сетей.
Так, британская разведка при вербовке агентов использует Facebook.
Об этом пишет газета Guardian.
MI 6, традиционно подыскивающая кандидатов прежде всего среди студентов элитных учебных заведений, теперь непосредственно перед предложением начать работать на нее анализирует профиль кандидата в этой социальной сети. «Мы используем несколько каналов, через которые предлагаем работу на нас, и Facebook среди них», -- заявила пресс-секретарь британского МИДа.
В настоящий момент известно о трех объявлениях, размещенных на Facebook. Первое гласит: «Выпускники всех возрастов могут начать перспективную карьеру в качестве оперативных сотрудников, собирающих и анализирующих разведданные со всего мира».
Второе объявление нацелено на уставших от нынешней работы: «Время сменить карьеру? MI 6 может использовать ваши навыки. Присоединяйтесь к нам в качестве оперативного сотрудника, собирающего и анализирующего разведданные, чтобы защитить Великобританию». Третье объявление сулит кандидату войти в мировую историю. «Карьера участника мировых событий? Помогите повлиять на происходящее в мире, защитите Великобританию. Набираем оперативных сотрудников, собирающих и анализирующих разведданные».
Таким образом, социальные сети и другие популярные интернет-ресурсы начинают активно использоваться государственными структурами при подборе персонала. Кроме того, если говорить о российском опыте, то многие специалисты отдела HR крупных компаний признавались, что обращаются к сайтам «В контакте» и «Одноклассники».
В то же время в обществе (в том числе российском) активно циркулируют слухи, что сами социальные сети – идея спецслужб. Однако это не мешает все большему числу людей заводить свои профили на них.