Принятие поправок в Гражданский кодекс и акционерное законодательство, расширяющих права миноритарных акционеров, откладывается. В их разработке участвовало правительство РФ, поддерживающее поправки. Крупный бизнес выступает против поправок к закону в текущей редакции. По мнению экспертов, основной причиной этому является возможность получения доступа иностранных миноритариев к коммерческой информации стратегических российских предприятий и использование этой информации для корпоративного шантажа миноритариями. По мнению издания kp.ru, одним из лоббистов данных поправок может выступать Дмитрий Мазепин.
Как пишет издание kp.ru, крупный бизнес во главе с Российским союзом промышленников и предпринимателей призывает не спешить с принятием поправок. Некоторые эксперты объясняют его позицию тем, что крупные компании, особенно представляющие сырьевой сектор экономики, опасаются раскрывать информацию не столько отечественным миноритарным акционерам, сколько иностранным инвесторам. В таком случае сведения, которые являются стратегически важными для российской экономики, становятся доступными резидентам других государств и ими можно воспользоваться, как инструментом давления на отечественную промышленность. Лоббирование принятия этих поправок в закон может быть выгодно крупному бизнесу для легитимизации корпоративного шантажа.
Отцы-основатели
Российские компании это уже проходили, отбиваясь от «Доктора Зло» гринмейла, т.е. корпоративного шантажа – американского бизнесмена Кеннета Дарта. В начале 2000-х гг. он стал инвестором молодой российской экономики и принес немало неприятностей отечественным компаниям, начиная от «Красного Октября» и заканчивая «Сибнефтью» и межрегиональными компаниями связи, позднее вошедшими в «Связьинвест»
Другой международный гринмейлер – генеральный директор и один из основателей инвестфонда Hermitage Capital Уильям Браудер – россиянам известен больше, прежде всего своей связью с «делом Магнитского» и в меньшей степени как фигурант уголовного дела о хищении акций «Газпрома». Собственно, как только попытка Браудера оказать влияние на политику газовой компании потерпела крах, на Западе громко заговорили об ущемлении прав миноритариев в России. Хотя до этого ему успешно удавалось и влиять на планы по реформированию РАО «ЕЭС», и добиваться отмены выпуска облигаций «Сиданко». Также Hermitage Capital судился и конфликтовал по поводу акций с крупными нефтяными компаниями.
Лучший ученик
|
После того как российские правоохранительные органы выдвинули против Браудера обвинения в уклонении от уплаты налогов и запретили бизнесмену въезд в страну, в России борьба за права миноритарных акционеров приобрела политический окрас, благодаря оппозиционному лидеру Алексею Навальному. Еще до занятия большой политикой Навальный неожиданно оказался собственником миноритарных пакетов акций многих известных российских «голубых фишек», и как сообщает Полит.ру « стал добиваться раскрытия информации о деятельности менеджмента этих компаний». Политолог Сергей Марков считает, что Алексей Навальный и Уильям Браудер напрямую связаны и даже называет британского миллиардера одним из спонсоров деятельности Навального в России.
Как пишет Накануне.ru, «Алексей Навальный является просто одним из проектов по дискредитации Путина, осуществляемым Уильямом Браудером. Известно, что борются с коррупцией много людей, но Навальный – единственный, у кого есть деньги, и многие полагают, что деньги у него от Уильяма Браудера - говорит Сергей Марков».
Спонсор
Но западные инвесторы, политики и их российские помощники – не единственные, кто заинтересован в расширении прав миноритариев для того, чтобы шантажировать менеджмент компаний, оказывать давление на основных акционеров и в итоге добиваться принятия нужных себе решений, а в некоторых случаях – чтобы облегчить путь к захвату активов. Крупный российский бизнес рискует пострадать от своих же соотечественников, особенно тех компаний, которые фактически прописались в офшорах.
|
«В этом плане у экспертов рынка вызывает интерес химический холдинг «Уралхим» Дмитрия Мазепина, который предпочитает более свободный налоговый режим, несмотря на объявленную руководством страны деофшоризацию», - пишет Полит.ру. 100% акций компании принадлежат кипрскому офшору UralChem Holding P.L.C., а ее «дочка» - Uralchem Trading, через которую холдинг торгует продукцией своих российских предприятий за рубежом, зарегистрирована в столице Латвии – Риге. Как сообщает интернет издание, «холдинг уже сформирован, но его владелец не остановился на достигнутом и продолжает наращивать химические активы. Последнее приобретение – 20% ценных бумаг «Уралкалия».
Как миноритарный акционер, «Уралхим» практикует давление на мажоритариев, в том числе через суды. «Ранее в открытых источниках появлялась информация о том, что Мазепин может использовать «административный ресурс» при лоббировании правительственных поправок. Помощь активного «борца» за права миноритариев Алексея Навального может быть здесь весьма кстати (тем более, что Мазепина в прессе связывали с финансированием Навального).
Эксперты указывают: если внимательно присмотреться к тактике, которую использует Дмитрий Мазепин будучи миноритарным акционером, может сложиться впечатление, что он крайне заинтересован в принятии поправок в Гражданский кодекс. И скорее всего влиятельный бизнесмен, недавно расширивший свою империю приобретением миноритарного пакета крупнейшей мировой калийной компании, всеми силами попытается добиться принятия соответствующего решения правительством. А для достижения своих целей он может использовать свое влияние в российском парламенте и приписываемый ему серьезный административный ресурс. Если Мазепину удастся пролоббировать изменения в законодательство, то последствия будут плачевными для всей российской экономики. В первую очередь это - легитимизация корпоративного шантажа. Предлагаемые в нынешнем виде поправки фактически узаконят действия, например, Навального, который сможет снова атаковать менеджмент крупнейших российских корпораций и наносить, как они полагают, ощутимый удар по компаниям, основываясь на соответствующих статьях», - указывает Полит.ру.
Чтобы не допустить применения законодательства в целях, далеких от реальной защиты прав акционеров, эксперты считают нужным повременить с принятием поправок. И при существующих правилах, арбитражные суды, по словам адвоката Константина Лукоянова, «загружены необоснованными и абсурдными исками, а риск быть «атакованным» очередным миноритарием стал одним из основных в современной российской практике корпоративных отношений».