На организаторов Конгресса ингушского народа, который прошел в Москве 9 июня и собрал большинство представителей общественных и правозащитных организаций Ингушетии, оказывается серьезное давление.
Правозащитники, которые присутствовали 20 июня на пресс-конференции в информационном агентстве «Росбалт», заявили, что они всерьез опасаются за здоровье главы оргкомитета конгресса Илеса Татиева, которого полицейские задержали в Москве 7 июня - прямо накануне даты проведения конгресса по срочно возбужденному уголовному делу и затем перенаправили в Ингушетию. Следствие запросило до двух месяцев содержания Илеса Татиева под стражей. В результате этого, конгресс оказался на грани срыва, так как именно Илес Татиев должен был выступить с основным докладом. Несмотря на это, конгресс состоялся.
Как заявил член Всеингушского гражданского совета Дауд Гаракоев, адвокат Илеса Татиева Зима Саутиева, не выходит на связь, хотя она должна была принять участие в пресс-конференции и накануне подтвердила свою готовность рассказать о состоянии Татиева и об условиях, в которых он содержится в СИЗО.
«После первых дней задержания Илеса Татиева условия его содержания были отвратительными. В связи с этим он был вынужден объявить голодовку и требовать соблюдения нормальных условий содержания. Некоторые его требования, которые касались условий содержания, были удовлетворены. Сегодня он переведен а город Карабулак, в СИЗО, но власть продолжает на него титаническое давление. Тут должен был присутствовать его адвокат, Зима Саутиева, которая, к сожалению, не приехала, связь с ней утеряна. Мы вынуждены предполагать самое худшее, ничего позитивного мы не ожидаем», - сообщил Дауд Гаракоев.
Председатель московской ингушской общины Дауд Хучиев добавил, что предварительно Илес Татиев содержался в Малгобекском РУВД. Там он начал голодовку в знак протеста против незаконного ареста и давления со стороны следователей. Из-за резкого ухудшения состояния здоровья после начала голодовки врачи диагностировали у него гипертонический криз и сообщили, что он нуждается в госпитализации. «Только после этого Илес Татиев был переведен в Карбулакский ГУВД, где условия лучше, врачи имеют к нему доступ», - сообщил Дауд Хучиев. Также к нему допустили адвокатов.
По словам Хучиева, практически все делегаты Конгресса ингушского народа подвергаются жесткому давлению со стороны республиканских властей. И не только они. «Я знаю, что за адвокатом Татиева следят. Она не так свободна в своих передвижениях и в вопросах собственной безопасности», — добавил Хучиев.
«Власти всячески пытаются задавить любой протест, любые высказывания, которые не укладываются в русло ингушской политики власти. Давление оказывается через родственников, старейшин, создаются угрозы проблем. При этом люди понимают, что у власти - серьезные возможности - и административные ресурсы, и другие рычаги. На всех участников конгресса или людей, причастных к этому мероприятию, оказывалось то или иное давление», - сказал Дауд Гаракоев.
Напомним, что на Конгрессе ингушского народа, который прошел в Москве 9 июня, по данным организаторов, присутствовали представители 17-ти организаций и общественных объединений, кандидаты от четырех партий и представители молодежных организаций. Обсуждались проблемы республики, требующие неотложных решений: безработица, высокий уровень коррупции, сложная экономическая ситуация. Результатом работы конгресса, стала резолюция, основные пункты которой - возврат прямых выборов главы Ингушетии (прямые выборы были отменены решением парламента республики 7 мая нынешнего года) и предложение главе республики Юнус-беку Евкурову добровольно сложить свои полномочия (срок его полномочий истекает 31 октября 2013 года). В резолюции говорилось о необходимости признания неудовлетворительным использование финансовых средств, выделяемых федеральным центром для развития социально-экономической сферы республики и необходимости признать нетерпимой коррупционную ситуацию в управленческих структурах и всех иных сферах жизнедеятельности Республики Ингушетия.
Как отметил Дауд Хучиев, «конгресс вызвал широкий общественный резонанс, а решения, принятые конгрессом, получили исключительную поддержку в ингушском обществе и среди российской общественности». Эта резолюция, как подчеркнул председатель московской ингушской общины, «уже доведена до президента, до администрации, до всех руководителей фракций, до всех институтов власти, где принимаются политические решения».