О том, что ждет армию после отставки Анатолия Сердюкова, рассуждают в новом номере «Независимой газеты» военные эксперты. По их мнению, отправленный в отставку министр ВС успел многое сделать, и начатые им реформы необходимо продолжать. Если бы не преобразования, то участь нашей армии была бы печальна – считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. «В случае начала военных действий нас ждала участь армии Саддама Хусейна…», - говорит эксперт.
Напомним, что поводом к радикальному изменению армии стали события августа 2008 года. Действия российских частей в Южной Осетии выявили слабые стороны в боевом управлении и неготовность тогдашних частей и подразделений к оперативным и эффективным действиям.
Эксперты сходятся во мнении, что реформировать армию силами генералов не представлялось возможным. «Назначение Сердюкова министром было политическим решением», – говорит вице-президент Коллегии военных экспертов Александр Владимиров. Дело в том, что он не был связан никакими корпоративными обязательствами перед генералитетом и мог обеспечить должный контроль как над военной реформой, так и над финансовыми потоками, выделяемыми на оборону.
Военный специалисты отмечают, что преобразования вооруженных сил развернулись сразу по нескольким основным направлениям. Одним из них стал перевод военных частей на аутсорсинг, то есть обслуживание их гражданскими коммерческими организациями. Освобождение военнослужащих от уборки, приготовления пищи и прочих бытовых вопросов позволили сократить срок службы с двух лет до одного года, параллельно повысив качество боевой подготовки.
«В мирное время солдат при годичном сроке службы должен полностью быть освобожден от любых непрофильных работ. Уже не говоря о том, что он не должен строить генеральские дачи, как это было принято раньше», - приводит «Независимая газета» слова главного редактора журнала «Национальная оборона» Игоря Коротченко, который назвал введение аутсорсинга в армии безальтернативным решением. Эксперт также отметил, что процесс гуманизации военной службы выразился не только в сокращении длительности, но и в том, например, что солдатам разрешили пользоваться сотовыми телефонами.
Другим важным направлением реформы стали взаимоотношения армии с ВПК. «До назначения Сердюкова предприятия военно-промышленного комплекса диктовали свои условия Минобороны, был большой перекос в их сторону», – вспоминает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. Новый министр потребовал от оборонки прозрачного ценообразования и не останавливался перед приобретением военной техники за рубежом.
То, что неспособны были обеспечить российские заводы, например, вертолетоносцы «Мистраль» или современные беспилотники, приобреталось у иностранных производителей. Бескомпромиссность Сердюкова в вопросах качества боевой техники обеспечила ему нелюбовь многих представителей ВПК.
С принципиальным отношением Сердюкова столкнулись и свои, армейские чиновники. Министр провел радикальную дебюрократизацию, заметно сократив пути прохождения решений. Так, если раньше согласования оборонного бюджета осуществлялись на 16 различных уровнях, создавая условия для затяжек и срыва сроков, то при Сердюкове их осталось всего три.
Успехи реформ были замечены и отмечены руководством страны. Президент Владимир Путин, комментируя отставку министра, заявил, что претензий именно по реализации военных преобразований к нему нет. «Я назначал Сердюкова, и в реформах он двигался в правильном направлении», - заявил глава государства на пресс-конференции 20 декабря.
Очевидно, что работа по превращению российской армии в эффективную и современную боевую машину не должна прекращаться. «Таково указание Путина, во-первых, и отсутствие альтернативы, во-вторых. Возрождать дивизии и отказываться от аутсорсинга уже невозможно», - резюмирует Игорь Коротченко.