Начиная с 2003 года, объем российского фармрынка начал увеличиваться на 10-12% (в рублях) ежегодно. Если в 2002 году его объем составлял 3 млрд долл., то в 2010-м уже 12 млрд долларов. По прогнозам экспертов, к 2020 году рынок достигнет 60 млрд долларов. Аналогичные показатели роста в США ежегодно увеличиваются на 4-5%, а мировые прибавляют по 5-10% в год.
Отечественная фармацевтическая промышленность считается лакомым куском с точки зрения инвестиционных вложений. Ее росту способствуют крупные государственные заказы. По данным аналитического портала Pharm-MedExpert.Ru, в 2005 году россиянин в среднем тратил на покупку медикаментов 58 долларов, в 2006 году – 70 долларов, в 2008 году – 67 долларов. В странах ЕС этот показатель в среднем равен 200-250 евро на душу населения в год, а в США доходит до 704 долларов, в Японии – 620 долларов, в Канаде – 498 долларов, во Франции – 459 долларов, в Германии – 411 долл.
Кроме того, в России доля фармрынка в формировании ВВП не превышает 1% (в развитых странах около 2%). Так что возможности для развития есть. Комментирует эксперт рынка директор Национальной дистрибьюторской компании Настасья Иванова: «Сегодня в России потребляется лекарств на 82 доллара на душу населения в год. Этот средний показатель складывается по России в целом, в него попадает и население республик Северного Кавказа, где покупки лекарств вряд ли превышают тысячу рублей в год, и жители Москвы и Санкт-Петербурга, которые тратят в 10 раз больше. Однако, очевидно, что в стране становится все больше людей, которые могут себе позволить покупать более дорогие и, как правило, более эффективные лекарства. В настоящее время в России 88% пользователей лекарственных препаратов приобретают их на собственные средства». К сожалению, в России в денежном выражении доля импортных лекарств составляет 76% и лишь 24% – собственное производство. В натуральном объеме ситуация обратная – 65% у отечественных препаратов и 35% – у зарубежных. Эта статистика подтверждает, что российская фармпромышленность массово производит по устаревшим технологиям однотипную номенклатуру дешевых лекарств.
Уже несколько раз руководители российского здравоохранения отодвигали даты перехода всех российских компаний производящих лекарства на международные стандарты качества GMP, теперь срок отодвинут до 2014 года. Мировая статистика свидетельствует: для того чтобы одно принципиально новое лекарство вышло на рынок, необходимо 75-100 проектов на стадии научно-исследовательских работ. Затем проекты подхватывают венчурные фонды или фармкомпании.