Советник главы Российской автомобильной федерации (РАФ) Игорь Ермилин поделился мнением с Infox.ru о целесообразности проведения «Гран-при России» в Сочи в 2014 году и возможности переноса «королевских гонок» на постолимпийский год.
По замыслу организаторов, первая гонка «Гран-при России» должна пройти в Сочи уже в 2014 году. Почти шестикилометровая трасса будет проложена в Имеретинской долине вдоль олимпийских спортивных объектов. Лишь в строительство самой трассы будет вложено свыше $190 млн. Причем, если раньше организаторы выражали обеспокоенность, что проведение первого российского Гран-при может быть отложено на год, то сейчас стройка идет по графику и о переносе гонки речи уже не идет.
К тому же, как утверждают организаторы, согласно договоренности с Международным олимпийским комитетом (МОК), весь комплекс сочинских сооружений должен быть построен к 2014 году. То есть, либо трасса будет готова к октябрю 2014 года, либо этап «Формулы-1» в России не пройдет вовсе.
Тем не менее, ряд специалистов до сих пор считают, что место для строительства трассы выбрано крайне неудачное. «Сейчас Сочи говорится к Олимпийским играм. Для страны это намного более значимое событие, чем «Формула-1». И это правильно. Поэтому, мне кажется, логичнее было ее построить в любом другом российском городе – Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде. Главное, чтобы не было привязки к строительству олимпийских объектов», - сказала менеджер российского пилота команды «Катэрхем» Виталия Петрова Оксана Косаченко в интервью «Известиям».
«Не совсем корректно говорить о возможности проведении Гран-при в любом другом крупном городе. Думаю, кроме Сочи есть только два российских города, которые способны принять «Формулу-1» - это Москва и Санкт-Петербург. Как раз по наличию инфраструктуры, бизнес- и культурного сообщества, количества жителей и размера туристического потока. Нижний Новгород все же в эту категорию не входит», - рассказал Infox.ru Игорь Ермилин.
Ряд зарубежных Гран-при проходят на городских трассах – та же знаменитая гонка «Гран-при Монако», где ежегодно трасса прокладывается по узким и извилистым улицам Монте-Карло. Как считает Оксана Косаченко, в России подходящих мест для повторения зарубежного опыта нет. «Нам тяжело это выполнить из–за климатических условий, асфальт придется ежегодно перестилать, также необходимы специальные барьеры безопасности. Например, в Монте-Карло их выставляют по городу в течение двух недель, перед Гран-при. А как это можно осуществить у нас, когда дороги все загружены?» - сказала менеджер.
«Технически возможно все, а целесообразно или нет – это уже другой вопрос, - заметил Игорь Ермилин. – Конечно, это должны быть стационарные объекты за чертой города и расположенные не очень далеко. Для этого транспортная инфраструктура должна быть совершенной: как минимум две широкие дороги, идущие от города к объекту. Плюс железнодорожный транспорт – электричка, которая могла бы перевозить достаточное количество людей. Естественно, организация автобусного движения. И, в общем-то, вертолеты. Большая часть гонщиков и менеджеров команд для того, чтобы не терять время в пробках, используют вертолет как обычный транспорт. Наличие всех этих вещей и делает проект и сам Гран-при успешным».
Архитектор Герман Тильке, проектировавший сочинский автодром, называет его «городским», видимо, из-за местонахождения в Олимпийском парке. «Это большая ошибка. Потому, что на его строительство пойдут огромные финансовые затраты, а использоваться он будет только раз в год, - подчеркнула Оксана Косаченко. – Мне кажется, намного целесообразнее строить стационарные автодромы за чертой города. Ими можно пользоваться не только во время соревнований, также можно проводить и гонки не только «Формулы-1». Существует огромное количество соревнований, которые могли бы с успехом проходить в нашей стране».
«Олимпийский парк – это не Сочи, он находится за чертой города. Поэтому с этой точки зрения все не так страшно, трасса не в центре города, - считает Игорь Ермилин. – Конечно, есть серьезное неудобство и неэффективность в связи с тем, что трасса не стационарная, а временная. Соответственно, потребуются ежегодные значительные затраты на то, чтобы смонтировать нестационарную часть трассы, а потом убрать и где-то на дорогостоящих в аренде землях Сочи пытаться складировать огромное количество бетонных и железных отбойников, сеток, временных трибун и так далее».
Что же касается теоретической возможности переноса проведения «Гран-при России» на 2015 год, мнение экспертов однозначно. «Мне кажется, если в 2014 году не проведут в Сочи Гран-при, ничего страшного не случится. Ну, пройдет он годом позже. Просто в другом месте не возникло бы таких проблем», - сказала Косаченко.
«Контракт предусматривает проведение Гран-при в 2014 году. В принципе, ничего страшного, если он пройдет годом позже, за исключением того, что в 2014 году нужно проплатить стоимость промоутерского контракта на 2014 год. То есть, несколько десятков миллионов долларов. Если это не пугает, то все нормально», - заметил советник президента РАФ.