Fгентством «Markswebb Rank & Report» было проведено исследование интернет-банкинга для физлиц. Аналитиками сравнивались 30 систем российских розничных банков по совокупному объему кредитов и депозитов за период с сентября 2010 г. по август прошлого года.
По словам Алексея Скобелева, управляющего партнера «Markswebb», были исследованы системы тех банков, которые предоставляли широкий спектр услуг: операции с валютой, размещение депозитов или выдача кредитов. Это ограничение отсеяло специализированные банки, такие как «Банк24.ру» и «Тинькофф кредитные системы».
Для того чтобы сравнить системы, аналитики открыли счета в выбранных банках и положили на каждый 5 тыс. руб., после чего, получили дебетовые карты и осуществили подключение к интернет-банку. Далее следовали тестовые транзакции: оплата услуг сторонних организаций и перевод денежных средств на счета других банков. Критерии, по которым оценивались банки, составлялись согласно онлайн-опросу 7 человек из фокус-группы, 400 пользователей интернет-банков и экспертной оценки аналитиков. В результате, список критериев составил 293 наименования, каждому из которых ставилась метка «есть» или «нет».
Если какой-либо банк получил бы отметку «есть» на все 293 критерия, то ему была бы присвоена категория Х. Это банк с максимально гибкими персональными настройками интерфейса работы с продуктами и инструментами для анализа финансов клиентов. Однако такого банка в России пока не существует. Не нашлось и банков с интернет-сервисом уровней ААА и АА+. Согласно мнению аналитиков, среди тридцати крупнейших банков России, наилучшим интернет-банкингом для физических лиц обладает «Сбербанк». Именно его система получила оценку А. Банк реализовывает в онлайн-режиме возможности получения кредита, открытия вклада, блокировки или перевыпуска карты и восстановления доступа. По словам Скобелева, какой-то уникальной функции, выделившей «Сбербанк» среди конкурентов, нет. Крупнейший банк оказался сильнее по количеству организаций, чьи услуги можно оплатить через его сайт и по совокупности функционала.
В категорию В попали интернет-банкинги с реализованными базовыми функциями, которые пользуются спросом у клиентов: просмотр транзакций, контроль состояния счета, переводы и оплата услуг. Данная категория разделена на подгруппы по степени удобства решений. Категория C включила в себя банки с малофункциональными интернет-сервисами. Скобелев также отметил, что близкими к лидеру являются «ТрансКредитБанк» и «Ситибанк». Большинство банков не смогли получить категорию А из-за отсутствия SMS с разовыми паролями.
Само агентство «Markswebb» было основано два года назад и является независимым от участников рынка. В конце 2011 года аналитиками был приготовлен рейтинг Retail Bank Rank 2011, где отражалась степень эффективности банков в работе с основными группами целевой аудитории с помощью корпоративных сайтов. В данном рейтинге лидирующие позиции занял «ОТП банк», а «Сбербанк», напротив, занял лишь пятое место.