Власти Китая установили новые правила работы баров, ресторанов, гостиниц, магазинов и других общественных заведений. Отныне, если заведения предлагают своим клиентам воспользоваться бесплатным доступом в интернет через Wi-Fi, они должны установить программное обеспечение для слежки за пользователями.
Программное обеспечение, которое, кстати, необходимо приобрести за $3100, контролирует веб-активность всех людей, кто подключается к сети через Wi-Fi, находясь в общественном месте. Данное нововведение навязывается очень жестко — те предприниматели, которые откажутся купить данное ПО и установить его в своем заведении, будут вынуждены заплатить штраф в размере $2300 и, возможно, лишатся лицензии на ведение бизнеса. «С точки зрения простых людей, данная политика является несправедливой, — высказался владелец кафе L'Infusion Ван Бо (Wang Bo). — Это всего лишь ужесточение контроля над потоком информации».
Сейчас новые правила действуют только в Пекине, и пока неясно, когда они распространятся на другие города страны. Это, кстати, уже не первый опыт Китая по контролю за интернет-активностью. Год назад власти страны заблокировали более миллиона веб-сайтов, в число которых входили порно-ресурсы, Twitter, Facebook и даже Google. Но и этим государство не ограничилось, сейчас все, кто пользуется китайскими интернет-кафе, обязаны сначала сдать свои паспорта, и лишь затем им будет дозволено сесть за общественный компьютер.
Разработчиком программы является шанхайская компания Rain-Soft Software. Ее сотрудники наотрез отказались объяснять принцип ее работы журналистам издания NY Times. За создание данного ПО компания получила около $310000, по данным веб-сайта правительства Китая.
Предприниматели Поднебесной уже начали реагировать на новое постановление. Так, например, владелец одного книжного магазина заявила: «Я отказываюсь быть частью системы наблюдения, которая заставляет моих посетителей раскрывать свою личность перед правительством, которое желает знать, что они делают в Интернете». Предприниматель попросила не раскрывать своего имени, чтобы не привлечь внимание властей к своей персоне и магазину. Добавим к этому, что ни один из опрошенных журналистами руководителей различных компаний (их было больше десяти) не выразили готовность приобретать программное обеспечение для слежки.