Росавтодор объявил открытый конкурс на разработку системы взимания платы с грузовых автомобилей массой более 12 тонн при проезде по федеральным трассам. Система должна начать свою работу в ноябре следующего года. С грузовиков будет взиматься 3,5 рубля за 1 км пути. Платежи являются компенсацией ущерба, наносимого тяжелыми машинами дорожному покрытию.
Функционировать разработка будет по принципу концессии. Победитель конкурса создаст ее инфраструктуру на свои денежные средства. Он будет обладать исключительными правами на использование системы в течение 13 лет, а также перечислять взимаемую оплату государству, которое, в свою очередь, будет выплачивать концессионеру роялти — так называемый платеж за эксплуатационную готовность, размер которого за 13 лет предположительно составит 11,17 млрд руб. В рамках конкурса у компаний-претендентов имеется право уменьшить сумму роялти, обеспечив тем самым конкурентное преимущество своей заявки. Сбор заявок продлится до 23 октября. Для того, чтобы система начала свою работу, на каждый грузовик для определения местоположения будет установлен модуль ГЛОНАСС/GPS. Покупка модулей также ляжет на плечи концессионера.
По проекту будет построен центр мониторинга взимания платы и созданы стационарные и мобильные системы контроля за грузовыми автомобилями, пресекающие попытки водителей избежать оплаты. В Росавтодоре пояснили, что на рамках для стационарного контроля будет размещена аппаратура для распознавания транспортных средств и их номерных знаков. Всего будет установлено 500 таких рамок на протяжении 50 тыс. км федеральных автодорог. Победитель конкурса спроектирует объекты системы и приобретет земельные участки, кроме того, будет отвечать за обслуживание системы и страхование ее объектов. Концессионер будет вести базу данных обо всех грузовых автомобилях, попадающих под условия оплаты.
В некоммерческом партнерстве ГЛОНАСС отметили, что при разработке системы мониторинга нужно будет использовать инфраструктуру системы оповещения при авариях ЭРА-ГЛОНАСС. Сотовые операторы эту точку зрения не разделяют: «было бы логичнее в части решения «связных» вопросов использовать именно опыт и ресурсы традиционных лицензиатов в области связи, а выбор решений того или иного оператора проводить на конкурсной основе», - отметил Александр Куканов, занимающий пост директора по работе со стратегическими клиентами и госсектором «Вымпелкома».
На данный момент для проезда легковых машин по платным дорогам применяются другие технологии. К примеру, в ОАЭ используются радиочастотные метки и рамки на трассах. В европейских странах на пропускных пунктах выдаются талоны для последующей оплаты или взимается плата с банковских карт.