Навальный предлагает дать гарантии безопасности Путину, а жители Коми хотят оспорить выдвижение политика на третий президентский срок.
Один из лидеров оппозиции Алексей Навальный в интервью телеведущему Леониду Парфенову предложил дать «гарантии безопасности» Владимиру Путину, чтобы последний согласился провести честные президентские выборы. «Он нахапал власти столько, что ничего не может с ней поделать... Можно было бы создать такую систему, при которой нормальный вновь избранный президент Российской Федерации дал бы гарантии безопасности Путину и его семье. Это не должна быть пацанская договоренность между двумя людьми. Это должен быть элемент общественного консенсуса», – заявил Навальный в интервью «Коммерсант ТВ»
Навальный вновь подтвердил, что оппозиция не хочет революций. «Все мы хотим, чтобы эта реформация власти прошла не в виде оранжевой революции. Мы хотим, чтобы не было горящих автомобилей на улицах. Этого хотят не два человека, а 140 миллионов человек», – отметил блогер.
Значение слова «подряд»
Тем временем, двенадцать жителей нескольких населенных пунктов республики Коми обратились в суд, требуя признать незаконным решение съезда партии «Единая Россия» о выдвижении Владимира Путина кандидатом на должность президента Российской Федерации и, соответственно, отменить его.
Жители Коми усмотрели в сложившейся ситуации нарушение ч.1 ст.83 Конституции страны. В ней сказано: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд». Авторы судебного иска полагают, что слово «подряд» было включено в эту статью Конституции именно для усиления содержащегося в ней запрета занимать одному лицу должность президента Российской Федерации более двух сроков.
«Мы считаем, что сформулированная в таком виде конституционная норма разрешает одному лицу занимать должность президента страны максимум два раза в жизни, и то только в том случае, если сроки его президентских полномочий будут идти друг за другом, без перерыва, – пояснил корреспонденту «Московских новостей» один из заявителей, член правления Коми правозащитной комиссии «Мемориал» Эрнест Мезак. – То есть, скажем, Дмитрий Медведев, нынешний глава страны, не стал участвовать в предстоящих президентских выборах, и тем самым больше, по Конституции, стать президентом России никогда не сможет. Такие же правовые последствия имела бы добровольная отставка Медведева, его отрешение от должности или его поражение на президентских выборах 2012 года, если бы он принял в них участие».
Таким образом, убеждены граждане, обратившиеся в суд, «Единая Россия» не соблюла принцип, провозглашенный Конституцией страны, и должна исправить свою ошибку. Один из заявителей, Николай Дидюк, уже десять лет является членом партии «Единая Россия». Однако он подписался под жалобой, поскольку, хоть и лоялен своей политической организации, считает, что Конституция для любого россиянина должна быть превыше всего.
В среду, 25 января, заявление было подано в Мещанский суд столицы. «Это принципиальная позиция, – поясняет Эрнест Мезак. – Ведь получается, что если кандидатом в президенты становится человек, пусть и обладающий большой популярностью, но ставший участником предвыборной гонки вопреки требованиям Конституции, то в такой ситуации наше право избирать президента страны, как и прочие избирательные права, теряют всякий смысл. Любой президент должен осознавать – он пришел возглавить страну лишь однажды (и может продлить срок президентства еще на 4 года, если второй раз будет избираться). Но просто «передохнуть», пока президентом побудет преемник, а потом избраться вновь, и так до бесконечности – это нарушение основного закона нашей страны и подрыв доверия избирателей. За рубежом бывшие президенты не рвутся во власть, они почивают на лаврах. У нас же в России сложилась странная практика «держаться за кресло» до старости».
Правозащитник Мезак объяснил газете, что на положительное решение Мещанского суда он и его единомышленники не особенно рассчитывают. Но каково бы оно ни было, это станет для них основанием для того, чтобы идти дальше, их цель – Конституционный суд.