26 октября исполняется девять лет со дня трагедии в Театральном центре на Дубровке. 23 октября 2002 года группа боевиков захватила в заложники зрителей мюзикла «Норд-Ост». Центр был освобожден спецслужбами 26 октября, во время проведения операции погибли 130 человек.
В этот день на месте трагедии пройдет церковная поминальная служба и возложение цветов к памятному знаку на площади перед Театральным центром. По традиции в небо выпустят 130 белых воздушных шаров, зажгут свечи и прочитают стихи.
В траурном мероприятии будут участвовать близкие погибших и пострадавших зрителей мюзикла «Норд-Ост», а также родственники жертв терактов на улице Гурьянова и Каширском шоссе в Москве, теракта в Беслане, взрыва дома в Волгодонске.
215 рублей от государства
Дмитрий Миловидов, член координационного совета «Норд-Ост», в интервью телеканалу «Дождь» рассказал о том, что же изменилось за 9 лет со дня захвата Театрального центра на Дубровке. Его дочери были в заложниках, одна из них погибла во время штурма здания. Жертвам теракта и их родственникам «компенсации выплачены как таковые не были. Была выплачена компенсация в 10 тысяч рублей за потерянные вещи. Была выплачена материальная помощь, мы очень за нее благодарны, она позволила нам достойно похоронить своих близких. Но не более чем, – рассказывает Дмитрий Миловидов. – В 2006 году на сессии ОБСЕ в Вене, посвященной преодолению последствий терактов, мы доложили собравшимся, как это происходит в России. Люди переспрашивали, удивлялись, удивленно смотрели на переводчиков – может быть, пропущены нули или где-то неправильно поставлены запятые? Разве в России может быть такое, чтобы бабушка, на руках у которой осталось два внука, родители погибли, получала пенсию от государства 215 рублей».
Все эти годы пострадавшие не только не получали помощи от государства, но и вели бесконечные сражения с ним в судах. «Все эти годы мы прошли множество судов, получили множество отказов. Дело находится на рассмотрении в Европейском суде по правам человека. Благодаря суду мы получили доступ ко всем материалам уголовного дела, которые подтверждают нашу позицию. Что сделано за это время, над чем мы сейчас бьемся? Теракт оставил сиротами 70 детей. Многие проблемы, которые переживают потерпевшие при теракте на Дубровке, такие же проблемы испытывают и бесланцы, и пострадавшие при других терактах, которых в России только на 2004 год уже насчитывалось 56. Нет до сих пор закона о статусе пострадавшего при теракте. Есть закон о борьбе с терроризмом от 1998 года, который несколько лет пролежал под сукном, а когда потерпевшие при теракте в «Норд-Осте» начали судиться с государством, его срочно доработали, он получил новую редакцию, в которой фактически возмещение вреда переложено на террористов. Слава богу, в новой редакции закона очень хорошо расписаны права семей погибших бойцов спецподразделений. Четко прописано, сколько окладов, какие пенсии и т.д. Но о потерпевших при терактах несколько строк общих слов – на усмотрение правительства России», – говорит Дмитрий Миловидов.