Россия рассчитывает уже в 2012 году запретить использование интернета в военных целях и для свержения режимов в других странах, но при этом оставить властям полную свободу действий внутри национальных сегментов сети.
В распоряжении «Коммерсанта» оказался подготовленный Совбезом и МИД РФ проект конвенции ООН «Об обеспечении международной информационной безопасности», впервые представленный на завершившейся 22 сентября в Екатеринбурге закрытой встрече руководителей спецслужб и силовых ведомств 52 стран, организованной Совбезом РФ. 18-страничный документ является итогом многолетней работы экспертов Совбеза и МИД РФ, а также Института проблем информационной безопасности МГУ.
Основные угрозы, на борьбу с которыми направлен продвигаемый Россией документ, подробно перечислены в его четвертой статье. Среди них «использование информационных технологий для враждебных действий и актов агрессии», «подрыв политической, экономической и социальной систем» одного государства другим, «манипулирование потоками в информационном пространстве других государств с целью искажения психологической и духовной среды общества», а также «массированная психологическая обработка населения для дестабилизации общества и государства». Москва считает подобные действия составными частями «информационной войны» и требует признать их преступлением против международного мира и безопасности.
Нормы, которые должны помочь России бороться с этими угрозами, подробно изложены в ключевой, пятой статье конвенции. «Государства будут руководствоваться принципом неделимости безопасности и не будут укреплять свою безопасность в ущерб безопасности других, – говорится в документе. – Ни одно государство не будет предпринимать попыток добиться господства в информационном пространстве над другими государствами».
Гарантии ненападения
Москва хочет закрепить в новой конвенции тот же принцип неделимости безопасности, который она пыталась зафиксировать в предложенном президентом Медведевым Договоре о европейской безопасности. Это позволит РФ получить юридические гарантии ненападения. По словам собеседников издания, близких к разработке документа, именно поэтому Москва решила сразу готовить его в виде конвенции ООН, имеющей юридическую силу и приоритет над национальными законодательствами.
Для этого в концепции зафиксирован ряд положений, которые призваны защитить Россию и другие страны от кибернападения или же от помощи извне местной оппозиции в организации twitter-революции. В то же время Россия добивается закрепления в конвенции принципа невмешательства в информационное пространство друг друга. «Каждое государство вправе устанавливать суверенные нормы и управлять в соответствии с национальными законами своим информационным пространством», – отмечается в проекте. И хотя в документе указывается, что государства должны защищать свободу слова в интернете и «не вправе ограничивать доступ граждан к информационному пространству», в тексте делается важная оговорка: правительства могут вводить ограничения «в целях защиты национальной и общественной безопасности». А степень угрозы, исходящей, например, от призывов собираться в определенный день на определенной площади, каждая страна вольна понимать по-своему.