Правительство Латвии к 1 сентября начнет рассматривать законопроект, предписывающий давать детям только латышские имена. Об этом сообщает агентство Sputnik.
Законопроект представляет собой поправки к закону об изменении записи личного имени, фамилии и национальности.
В поправках прописаны причины отказа в регистрации имени, если оно «не соответствует основам латышского языка или затрудняет включение личности в общество».
В настоящее время в Латвии ко всем именам и фамилиям (если они мужского рода или заканчиваются на согласную) приписывается буква "-с" (-s): так, имя Мирон пишется как Миронс, Руслан – как Русланс. Теперь же предлагается вовсе отказывать в регистрации имен, которые не соответствуют латышской грамматике.
В Минюсте Латвии полагают, что такие меры позволят защитить «демократический строй в стране» и «право остальных жителей Латвии свободно разговаривать на родном языке».
Законопроект был рассмотрен на собрании глав министерств 24 марта и сейчас проходит согласование в ряде ведомств. До 1 сентября он должен быть передан на рассмотрение Кабинету министров Латвии, сообщает РИА Новости.
Депутат Рижской думы Руслан Панкратов, возглавляющий правозащитную организацию «Верните наши имена!», отметил, что новые нормы противоречат международному праву. В частности, новый законопроект нарушает Международный пакт о гражданских и политических правах. Кроме того, в 2010 году Комитет по правам человека ООН уже осудил Латвию за искажения нелатышских имен и фамилий в паспортах.
«В Латвии посчитали, что это не требование, а лишь рекомендация», - прокомментировал Панкратов.
ЕСПЧ не разрешил назвать ребенка именем без окончания «s»
В марте этого года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) не позволил ребенку из Латвии иметь имя без буквы «s», сообщает Sputnik Латвия.
Русскоязычная чета Антоновых хотела назвать своего ребенка русским именем Мирон, однако латвийские власти воспротивились этому. Отказ в регистрации был мотивирован тем, что написание нелатышских имен собственных в Латвии осуществляется в соответствии с нормами латышского языка. Родителям предложили вариант «Mirons Antonovs», однако супруги наотрез отказались от подобного имени, поскольку оно созвучно с латышским словом «mironis» - «покойник».
Семья несколько лет пыталась добиться права назвать ребенка по своему усмотрению, однако судебная система Латвии стояла на стороне властей.
Дело дошло до Европейского суда по правам человека, и после девяти лет рассмотрения дела «Об искажении русских имен и фамилий в латвийских паспортах» было вынесено решение, по которому депутату Рижской Думы Руслану Панкратову, представлявшему в ЕСПЧ общественную организацию «Верните наши имена!», было направлено уведомление о неприемлемости жалобы и отказано в рассмотрении.
Политик, также «страдающий» от лишней буквы, пояснил изданию, что в пояснительном письме также указывается, что решение ЕСПЧ окончательное и не может быть обжаловано ни в каком ином судебном органе Евросоюза. Теперь Панкратов планирует обратиться в ООН.
В Латвии проживает около двух миллионов человек, из которых 44% являются русскоязычными. В стране один государственный язык - латышский, русский имеет статус иностранного. При этом, по некоторым подсчетам, русским языком владеют до 80% населения страны.