Как стало известно СМИ, Россия проиграла длившийся почти десять лет судебный процесс, инициированный экс-акционерами ЮКОСа.
Третейский суд в Гааге счел, что Россия нарушала Энергетическую хартию, и фактически признал нефтекомпанию экспроприированной. Group Menatep Limited (GML), представляющая интересы Леонида Невзлина, Владимира Дубова и других (Михаил Ходорковский традиционно дистанцируется от процесса), требовала возмещения $114 млрд, но суд оценил потери примерно в $50 млрд.
Источники «Коммерсанта», знакомые с ходом процесса, рассказали, что суд 18 июля единогласно принял решение удовлетворить иск GML, признав, что Россия нарушила Энергетическую хартию (международный документ, принятый в 1991 году как политическая декларация об энергетическом сотрудничестве, поддержан странами ЕС и рядом других государств; в 1994 году к ней был подписан юридически обязывающий договор, в котором приводились правовые нормы инвестиций в ТЭК) и экспроприировала активы ЮКОСа. GML оценивала свои потери в $114 млрд, но ей присудили $50,02 млрд. Кроме того, Россия должна оплатить издержки судебного процесса в размере $65 млн. Представители сторон вчера обсуждать решение суда не стали. Источники издания поясняют, что стороны договорились не комментировать ситуацию вплоть до объявления итогов 28 июля, взяв время на ознакомление с более чем 500-страничным решением.
По решению суда, так как присуждена «существенная сумма», у России есть время на выплаты до 15 января 2015 года, после чего начнут начисляться проценты. Также в течение 10 дней с 28 июля Россия может обратиться в суды Голландии, на территории которой рассматривался иск, с заявлением об аннуляции решения, говорят собеседники «Коммерсанта». Скорее всего, Россия будет апеллировать к тому, что доводы одной из сторон не были заслушаны, то есть решение «нарушает порядок и основы нравственности». В GML не ждут легкой победы. «Мне кажется, что Россия воспользуется всеми юридическими возможностями для оспаривания решения суда», - заявил вчера газете юрист Тим Осборн. Сама же GML, по его словам, будет «добиваться выплат в принудительном порядке», если Россия не расплатится в установленный судом срок.