Журналисты выяснили, что депутат Госдумы от фракции «Единая Россия» Ирина Яровая владеет незадекларированным элитным жильем в центре Москвы.
Член фракции «Единая Россия» Ирина Яровая известна многими шумными законодательными инициативами. Являясь председателем Комитета по безопасности и противодействию коррупции, она активно продвигала и закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности», то есть политических назначенцев, не подпадающих под закон о госслужбе: в их число входят и депутаты законодательных собраний всех уровней, включая Федеральное собрание. А значит, и депутат Яровая. Однако, как стало известно The New Times, сама госпожа депутат забыла упомянуть в своих как минимум четырех декларациях о доходах, что в собственности ее семьи находится квартира в центре Москвы, рыночная стоимость которой - $2 898 000.
Как пишет издание, в феврале на имя главного редактора было оставлено письмо с информацией о квартире. Это стало поводом для проведения журналистского расследования. Из документов, оказавшихся в распоряжении The New Times, следует, что Ирина Яровая с 2006 года являлась членом товарищества собственников жилья (ТСЖ) в жилищном комплексе «Тверская Плаза». Однако в декларации о доходах, которую кандидат в депутаты Госдумы Яровая И.А. (в конце 2006 года она из «Яблока» перешла в «Единую Россию») подала в Центральную избирательную комиссию, дорогой квартиры не было.
«По закону членами ТСЖ могут быть только собственники жилья. Так что косвенным образом наличие фамилии в списках ТСЖ подтверждает, что данный человек является собственником», - отмечает юрист коллегии адвокатов «Курганов, Лякишев и партнеры» Максим Лякишев. К тому же именно Яровая выступила поручителем собственников дома, когда те решили отозвать решения Госжилинспекции, разрешившей одному из жильцов «Тверской Плазы» оборудовать «отдельный дополнительный вход в помещение». Под соответствующим обращением поставил свою фамилию и ее муж - Виктор Алексеенко.
The New Times направил официальный запрос в Росреестр и получил Выписку прав на недвижимое имущество и сделок с ним № 19/014/2013-4729. Из документа следует, что правообладателем собственности (4-комнатная квартира площадью 127,6 кв. м) с 18 сентября 2006 года является Екатерина Александровна Яровая, дочь Ирины Яровой от первого брака. Как выяснил The New Times, Екатерина Яровая родилась в апреле 1989 года, то есть обладательницей квартиры, которая, по данным консалтинговой компании Welhome, в 2006 году стоила примерно $1 386 000 (36 млн рублей), она стала в 17 лет. И как минимум год (до совершеннолетия) расходы по содержанию дорогостоящего имущества по закону должен был брать на себя ее законный представитель, коим, возможно, была Ирина Яровая.
«К сожалению, у нас нет жестких правил заполнения депутатских деклараций, - говорит заместитель директора Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл - Россия» Иван Ниненко. - С одной стороны, Ирина Яровая могла бы и указать эту квартиру в разделе имущества, которое находится в пользовании. С другой - этот момент можно обойти. Вопрос о публикации в декларациях фамилии супругов тоже абсолютно актуален для чиновников высших должностей, потому что их личная жизнь находится в публичном пространстве». По мнению Ниненко, на Западе случай, аналогичный истории с квартирой Ирины Яровой, вполне мог бы стать причиной для расследования: «Или по крайней мере - предметом этического конфликта. На Западе чиновники такого уровня обычно указывают даже имущество совершеннолетних детей. Очевидно, что и у нас к высшим должностным лицам надо повысить требования открытости».
Пресс-секретарь Яровой комментировать информацию об элитной недвижимости отказался.